Заключение
Предыдущая ] Начало ] Верх ]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш век вообще богат завоеваниями науки и техники, а в области летания — в особенности. Планер, самолет, автожир и, наконец, геликоптер — все эти четыре летательные машины, хотя их изобретение и уходит корнями в прошлое, по-настоящему “оперились” и достигли той или иной степени совершенства лишь за последние три десятилетия. Каждая из этих машин позволяет по-особому осуществлять механический полет человека, и каждая из них имеет свои достоинства и свои недостатки.

Достоинства самолета: большая скорость, большая грузоподъемность, большой радиус действия, надежность, прекрасная маневренность, устойчивость и управляемость, а недостатки: большая взлетная и посадочная скорость, малый диапазон скоростей в полете и способность к “потере скорости”. Эти недостатки, возможно, будут несколько ослаблены, но они не могут быть уничтожены вовсе, так как причина их лежит в самой аэродинамической схеме самолета (скорость его не может быть уменьшена ниже некоторого предела, так как лишь благодаря скорости его крылья приобретают необходимую подъемную силу).

Автожир не имеет пока основных достоинств самолета; его скорость, грузоподъемность и радиус действия сравнительно не велики. Но зато автожир лишен и недостатков самолета. Мы видели, что даже на автожирах прошлых лет можно было взлетать с очень небольшой площадки и садиться почти без пробега. Мы видели далее, что новейшие автожиры, снабженные автодинамической втулкой ротора, позволяют осуществлять вертикальный взлет “с места”, автожир же Хафнера, с управляемыми лопастями, позволяет делать и вертикальную посадку без пробега и без толчка. Хорошей иллюстрацией этих весьма важных достоинств автожира являются вполне успешные опыты по доставке почты на автожире в центр большого города (США, Чикаго) с посадкой на крышу здания почтамта и взлетом с крыши после приемки почты.

Достоинством автожира является также значительно больший диапазон скоростей, чем у самолета, и возможность полета на сравнительно небольших скоростях, благодаря чему при наличии ветра средней силы на нем можно, летя против ветра, “висеть” в воздухе. Наконец, чрезвычайно важным полетным достоинством автожира является то, что он не обладает свойством “терять скорость”. Следует отметить также сравнительную несложность конструкции автожира, его надежность и небольшие размеры (со сложенными лопастями), что дает большие удобства при хранении автожира и эксплоатации, его, особенно в морских условиях.

Новейший “прыгающий” автожир находится еще в стадии испытаний; во всяком случае опыт эксплоатации его еще недостаточен. При условии дальнейшего улучшения его специфических полетных качеств и тех, в которых он еще отстает от самолета, автожир, несомненно, выйдет на арену широкого практического применения как в мирных условиях, так и военном деле. Одно лишь обстоятельство может задержать дальнейшее совершенствование и распространение автожира, а именно — развитие геликоптера, если оно пойдет быстрым темпом. Появление автожира, как мы видели, было в значительной степени обязано тому, что задача практического осуществления идеи геликоптера никак не поддавалась разрешению. Автожир открыл дорогу для решения этой задачи, и так как теми положительными полетными качествами, которыми автожир обладает только в некоторой степени, геликоптер-жироплан обладает в полной мере, то, естественно, что в случае быстрого и успешного развития, а следовательно, и применения геликоптера развитие автожира может замедлиться, и он, возможно, не сможет конкурировать с геликоптером. Ближайшие годы, вероятно, покажут, за какой из этих машин будущее.

На сегодняшний день проблема геликоптера в основном безусловно решена. Полетные данные геликоптеров Бреге-Доран и Фокке-Вульф для начала надо признать весьма высокими, но конструкция этих машин еще очень сложна, и это является их основным недостатком.

По мнению Бреге, у геликоптера-жироплана имеются следующие преимущества (отчасти перед самолетом, отчасти перёд автожиром): а) нечувствительность к болтанке вследствие гибкости несущей поверхности, представляющей собой весьма эффективную аэродинамическую подвеску; б) отсутствие свойства “терять скорость”; в) возможность вертикального взлета — подъема, спуска и посадки; г) возможность “висения” в воздухе, что особенно важно в военном деле (разведка, корректирование артиллерийской стрельбы); д) диапазон скоростей от 0 до некоторой и при том весьма значительной (в дальнейшем) величины; е) возможность присоединения к одному валу нескольких моторов, установленных в одном машинном отделении, что удобно не только в отношении обслуживания их, но и регулирования потребной мощности в полете.

Бреге считает также, что аэродинамические качества подъемно-тянущего винта жироплана не только не уступают крыльям самолета, но при некоторых условиях могут оказаться даже выше последних, а именно — при полете на больших скоростях. По расчетам Бреге, для полета жироплана с хорошими аэродинамическими формами на высоте 3000 м, со скоростью 350 км/час потребуется мощность в 0,116 л. с. на I кг веса, при скорости 500 км/час — 0,20 л. с. и при скорости 700 км/час — 0,37 л. с. Соответствующие же цифры для современных самолётов той же скорости составляют от 0,25 до 1 л. с. на 1 кг (т. е. значительно больше).

фиг. 177. Эскиз проекта пассажирского геликоптера-жироплана
Бреге-Доран

На основании своих опытов и расчетов Бреге утверждает, что жироплан весом в 20 т, имеющий фюзеляж эллиптической формы, снабженный четырьмя моторами в 800 л. с. каждый (расположенных в одном машинном отделении), может пролететь расстояние 6000 км со средней скоростью 400 км/час. Проект такого жироплана (фиг. 177) в основном Бреге уже разработан.

Очень возможно, что взгляд Бреге на быстрое развитие жироплана и на преимущества его в скорости и экономичности слишком оптимистичен. Очень возможно также, что на пути совершенствования жиропланов и их практической эксплоатации придется столкнуться с большими техническими затруднениями, которые предусмотреть сейчас еще нельзя. Очень возможно, наконец, что в условиях длительного (многолетнего) испытания и практической службы жироплана обнаружатся присущие ему какие-либо специфические полетные недостатки. Обо всем этом можно говорить лишь предположительно.

Но одно не подлежит никакому сомнению: проблема геликоптера решена и в развитии его мы наблюдаем резкий скачок вперед. А это позволяет думать, что новая эра в развитии авиации не за горами.

 

 

 

На АВТОЖИРные страницы    Новости сайта  Авиамагазин

При использовании приведенных здесь материалов согласование с нами обязательно. С вопросами, пожеланиями и комментариями обращайтесь по  e-mail  или тел 095-3050797

Rambler's Top100 Service Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.

 

Hosted by uCoz