Глава I
Предыдущая ] Начало ] Верх ] Следующая ]

 

Глава1

начальный путь развития

АВТОЖИРА (192О—1929 гг.)

 

ИДЕЯ АВТОЖИРА

Из предыдущего читатель уже знает в общих чертах, что такое автожир. Теперь посмотрим, какая идея положена в основу его устройства, какими путями пришлось итти при практическом выполнении этой идеи и как совершенствовалась созданная новая летательная машина.

Изобретателем автожира является испанский инженер Хуан де ла Сиерва; До своего изобретения он был конструктором самолетов. В 1919 г. он построил для испанского воздушного флота большой трехмоторный самолет-биплан. Этот самолет вскоре погиб; Катастрофа произошла вследствие “потери скорости” в воздухе. Свойство самолета в некоторых случаях “(терять скорость” в воздухе является, как уже указывалось, одним из главных недостатков самолета. Но в чем же заключается это неприятное свойство?

Свойство “терять скорость” заключается в том, что в случае уменьшения скорости полета ниже некоторого предела (вследствие ошибки пилота или других причин) самолет теряет устойчивость, становится неуправляемым и начинает падать; при этом самолет нередко переходит в штопор, т. е. при падении описывает очень крутую спираль малого радиуса. При достаточном запасе высоты это явление почти не опасно, так как большинство самолетов нетрудно перевести из штопора в пикирование (отвесное планирование), а затем, после того как машина “наберет скорость”, вывести ее снова в горизонтальный полет. Но на малой высоте над землей потеря скорости и тем более штопор представляют огромную опасность и нередко ведут к катастрофе.

Катастрофа с построенной им машиной, очевидно, настолько
подействовала на инженера Сиерва, что он перестал конструировать самолеты. Им овладела мысль создать такую летатель
ную машину, которая была бы неспособна к потере скорости и
к штопоруРаботая над проблемой такой машины, Сиерва пришел к вы
воду о возможности применения вместо крыльев так называемого авторотирующего, т. е. самовращающегося воздушного винта.

В деревнях очень часто можно увидеть ветрянку, которую ребята устанавливают на воротах. Такая ветрянка представляет собой двухлопастный или четырехлопастный винт, свободно вращающийся на горизонтальной оси (осью обычно служит гвоздь). При сильном ветре такой воздушный винт вращается так быстро, что лопастей не разглядеть: они сливаются в один мелькающий круг.

Почему же вращается ветрянка? Только потому, что ее лопасти испытывают давление движущегося воздуха — ветра. Такая ветрянка и представляет собой простейший авторотирующий воздушный винт.

Ротор автожира есть, по существу, такая же ветрянка, но
только более сложной конструкции и при том вращающаяся не
на горизонтальной, а на вертикальной оси. Но мы знаем, что
винт геликоптера насажен тоже на вертикальную ось. Чем же
в таком случае ротор автожира отличается от геликоптерного
винта?

Дело в том, что винт геликоптера скреплен с осью “намертво” и вращается лишь потому, что вращается ось, а эту ось вращает мотор. Ротор же автожира, подобно ветрянке, вращается на неподвижной оси, вращается в полете сам исключительно потому, что лопасти его вследствие поступательного движения автожира испытывают неодинаковое с обеих сторон давление встречного потока воздуха. Поступательное Движение автожиру сообщает, как и Самолету, воздушный винт (пропеллер), насаженный на горизонтальную ось и вращаемый мотором.

Итак, ротор не сообщает автожиру никакого движения, а только поддерживает всю машину в воздухе, или, как говорят, “несет” ее. Иными словами, ротор автожира выполняет ту самую роль, которую у самолета выполняют крылья.

Для поддержания машины в воздухе нужна, разумеется, подъемная сила, ^которая должна уравновешивать Силу тяжести, т. е. вес машины. Эта подъемная сила создается у лопастей ротора вследствие вращения. Следовательно, для того чтобы автожир мог оторваться от земли, лететь и плавно опуститься, необходимо, чтобы ротор вращался с определенной скоростью. , В случае если мотор остановится и тяга, необходимая для поступательного движения автожира, исчезнет, автожир не упадет, а будет планировать, т. е. полого спускаться подобно самолету. Автожир не упадет потому, что ротор будет продолжать вращаться и, следовательно, подъемная сила его, хотя и уменьшится, но не исчезнет.

Не упадет автожир даже в том случае, если пилот по ошибке или намеренно уменьшит скорость горизонтального полета (или планирования) почти до нуля. В этом случае автожир будет круто, почти отвесно, снижаться — парашютировать, не теряя управляемости; это возможно только потому, что ротор и в этом случае будет продолжать вращаться, хотя и с замедленной скоростью:

Итак, автожир в отличие от самолета может спускаться почти вертикально (без пробега после посадки), не обладает неприятным свойством “терять скорость” в воздухе и, кроме того, не переходит в штопор. Эти качества автожира обусловлены тем, что в основу этой оригинальной машины положены свойства авторотирующего винта — ротора.

Как работает ротор, т. е. почему и как возникает у него необходимая для полета автожира подъемная сила, мы рассмотрим в следующих главах. Теперь же проследим тот путь, которым шло практическое осуществление новой машины и как преодолевались трудности встречавшиеся на этом пути.

На АВТОЖИРные страницы    Новости сайта  Авиамагазин

При использовании приведенных здесь материалов согласование с нами обязательно. С вопросами, пожеланиями и комментариями обращайтесь по  e-mail  или тел 095-3050797

Rambler's Top100 Service Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.

 

Hosted by uCoz