Глава II - 3
Предыдущая ] Начало ] Верх ] Следующая ]

 

КРЫЛО И ЕГО ПОДЪЕМНАЯ СИЛА

Итак, при движении пластинки под некоторым углом к направлению движения возникает подъемная сила. Однако попутно с этим образуется, как мы видели, и другая сила — сила лобового сопротивления, которая тормозит поступательное движение пластинки. Но нельзя ли как-нибудь уменьшить эту вредную силу?

Лобовое сопротивление пластинки велико потому, что пластинка не представляет собой тела обтекаемой формы. Следовательно, для того чтобы сохранить подъемную силу, но уменьшить лобовое сопротивление, необходимо взять не пластинку, а тело обтекаемой формы. Иными словами, крыло нельзя делать плоским наподобие пластинки, а следует придать ему в поперечном сечении обтекаемую форму (фиг. 38).

Выше мы видели, что встречный воздух легко и плавно обтекает тело обтекаемой формы (фиг. 33), вследствие чего сзади тела почти не получается завихрений. Вот почему именно такую форму и придают в поперечном сечении, крылу любой летательной машины, в том числе и лопастям ротора автожира.

Поперечное сечение крыла (или вид сбоку) называется профилем или дужкой крыла. Профили крыльев (фиг. 39) бывают с вогнутым основанием 7, с плоским основанием 2, двояковыпуклые 3 и симметричные 4. Линия b называется хордойкрыла.

Фиг. 38. Форма крыльев (в плане и в поперечном сечении)

Расстояние t называется глубиной крыла, а h — высотой профиля. Отношение наибольшей высоты про-

профиля к глубине крыла, т. е.

h/t (выраженное в процентах

от глубины крыла) называется толщиной крыла. Опыт показывает, что при движении крыла хорошего профиля сила полного сопротивления воздуха R направлена значительно более вверх

, Фиг. 39. Основные виды профилей крыльев

(фиг. 40), чем в случае плоской пластинки. Иными словами, у крыла благодаря обтекаемой форме сила сопротивления воздуха идет, главным образом, на поддержание крыла, а не на торможение его. Из чертежа ясно, что чем более отвесно вверх будет направлена сила R, тем больше будет подъемная сила Р и тем меньше будет сила лобового сопротивления.

Движение крыла показано также на фиг. 41.. Угол α, составляемый хордой крыла и направлением движения, называется углом атаки. Точка пересечения силы давления воздуха R

Фиг. 40. У крыла отношение подъемной силы к силе лобового сопротивления больше, чём у пластинки

с хордой крыла, т. е. точка С называется центром давления крыла. Положение центра давления изменяется в зависимости угла атаки, но при малых углах атаки точка С находится приблизительно на одной трети хорды от передней кромки крыла.

Крыло может двигаться в воздухе под различными углами атаки (фиг. 42).Угол атаки может быть положительным, отрицательным и нулевым. Положительным углом атаки (фиг. 42,а) называется такой, при котором встречный воздух набегает на нижнюю поверхность крыла, отрицательным углом атаки (фиг. 42, b) называется такой, при котором потоку воздуха подставлена верхняя поверхность крыла, и

Фиг. 42. Крыло может двигаться под положительным (а), отрицательным (b) и нулевым (с) углами атаки

нулевым утлом атаки (фиг. 42, с) — угол, при котором направление движения и хорда крыла совпадают.

Мы указали четыре основные формы профилей крыльев. Однако для каждой из этих форм может быть найдено множество различных профилей, отличающихся друг от друга толщиной и кривизной. Подбор нужного профиля — важная задача конструктора, так как от правильно выбранного профиля зависят летные качества машины. В основу исследований над различными профилями крыльев кладется всегда опыт. Для опытного исследования профилей крыльев служит аэродинамическая труба, о которой уже упоминалось.

Если в аэродинамической трубе поместить крыло или модель крыла данного профиля под некоторым углом атаки а к потоку (фиг. 43), то крыло окажется точно в таких же условиях, как если бы самолет с таким крылом летел. Крыло, следовательно, будет испытывать определенное сопротивление воздуха. Для того чтобы определить подъемную силу и лобовое сопротивление крыла, последнее соединяется рычажками с особыми чувствительными весами, принцип которых понятен из фиг. 43. Нетрудно понять, что сумма грузиков Р, и Р2 даст нам подъемную силу крыла, а величина лобового сопротивления крыла определится натяжением нити, перекинутой через блок, т. е. грузиком Q.

Испытывая этим способом крылья самых различных профилей, легко подобрать наиболее выгодные из них. Способ этот называется продувкой,

На АВТОЖИРные страницы    Новости сайта  Авиамагазин

При использовании приведенных здесь материалов согласование с нами обязательно. С вопросами, пожеланиями и комментариями обращайтесь по  e-mail  или тел 095-3050797

Rambler's Top100 Service Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.

 

Hosted by uCoz