Глава III - 4
Предыдущая ] Начало ] Верх ] Следующая ]

 

РАЗВИТИЕ АВТОЖИРА В СССР

Первый автожир у нас был построен в 1929 г. Он был сконструирован инженерами Камовым и Скржинским, а средства на его постройку были отпущены ЦС Осоавиахима. Этот автожир, названный конструкторами “вертолетом”, изображен на фиг. 88.

Фиг. 88. Первый советский автожир (1929 г.)

По своей конструктивной схеме первый советский автожир был подобен автожиру Сиерва С-8. Для него тоже был взят фюзеляж самолета “Авро”, но мотор был поставлен более мощный — 230 л. с. Летные испытания этого автожира происходили в Москве в 1930 г. Максимальная скорость его оказалась 110 км/час, минимальная — 35 км/час. При сравнительно большой мощности мотора скорость была, как видим, небольшая. Но самым большим недостатком было то, что автожир плохо шел на высоту: его потолок был всего лишь 450 м. Много было в нем и конструктивных недостатков.

 

Фиг. 90. Автожир 2-ЭА (вид сбоку)

Попутно с постройкой этого автожира велась работа по проектированию автожира в Центральном аэро-гидродинамическом институте (ЦАГИ). Было предпринято проектирование автожира 2-ЭА. В качестве образца был взят автожир С-19 Мк III, с которым читатель уже хорошо знаком.

Автожир 2-ЭА был построен в 1931 г. Это был двухместный аппарат (фиг. 89 и 90) с мотором 230 л. с. Четырехлопастный ротор имел в диаметре 12 м. Особенностью этой машины, как и его прототипа С-19 Мк III, было специальное устройство для аэродинамического запуска ротора; сущность этого запуска заключалась, как читатель знает, в том, что при помощи особой

Фиг. 91. Советский автожир 4-А ЦАГИ (1932 г.)

Фиг. 92. Автожир 4-А (вид сбоку)

формы хвостового оперения и особого его положения можно было воздушный поток от пропеллера отклонять на лопасти ротора.

Испытания автожира 2-ЭА происходили в том же 1931 г. Максимальная скорость этого экспериментального автожира оказалась равной 160 км/час, минимальная — 50 км/час и потолок — 4500 м, разбег перед взлетом не превышал 50 — 60 м, а пробег после посадки — 8 м. Эти данные были уже неплохи.

В 4932 г. ЦАРИ выпустил второй автожир — 4-А (фиг. 91 и 92). Это была тоже двухместная машина, снабженная советским мотором М-26, мощностью в 300 л. с. Диаметр ротора был 13 м, размах неподвижного крыла 6,7 м. Этот автожир имел уже механический стартер, позволявший раскручивать ротор до 110 — 115 об/мин. Скорость вращения ротора в полете у него была несколько ниже, чем у С-19, а именно— 145 об/мин.

Полетные испытания автожира 4-А показали, что эта машина как по своим конструктивным, так и полетным данным — большой шаг вперед по сравнению с первым экспериментальным автожиром ЦАГИ. Максимальная скорость 4-А была 170 км/час,

Фиг. 93. Советский автожир 6-А ЦАГИ (1933 г.) с механическим

стартером

а минимальная всего лишь 45 км/час, т. е. его диапазон скоростей был больше, чем у 2-ЭА. Несколько повысился и потолок — до 4600 м.

Следующий значительный шаг вперёд был сделан в 1933 г., когда был спроектирован и выпущен третий автожир 6-А, явившийся по своей конструкции уже современной машиной, не уступающей заграничным автожирам.

Автожир 6-А (фиг. 93) был также двухместным, но имел маломощный мотор М-11 в 100 л. с. и трехлопастный ротор диаметром 11 м. Для запуска ротора автожир был снабжен механическим стартером, действующим от мотора. Тросы, поддерживающие лопасти, и тросы, соединяющие их между собой, отсутствовали; приспособление для поддержания лопастей и приспособление для удерживания их примерно на равных расстояниях друг от друга были перенесены, как у заграничных автожиров к корням лопастей. Лопасти и крыло были выполнены складывающимися.

При полетных испытаниях автожир 6-А показал максимальную скорость 140 км/час и минимальную — около 50 км/час. Принимая во внимание, что у этого автожира мощность мотора составляла всего лишь 100 л. с., скорость 140 км/час надо признать хорошей.

После этого в 1934 г. ЦАГИ выпустил новый экспериментальный автожир А-8, также снабженный мотором М-11 в 100 л. с. Эта машина явилась дальнейшим развитием автожира А-6. Автожир А-8, помимо рулей и элеронов, имел и управляемую головку ротора. Таким образом, автожир А-8 явился переходной машиной к современным автожирам с так называемым непосредственным управлением, о которых будет рассказано в главе VI.

Полетные испытания первого и ряда последующих, советских автожиров были проведены летчиком-орденоносцем товарищем Д, А. Кошиц.

Итак, новая летательная машина тяжелее воздуха — автожир—была быстро освоена советской авиатехникой. Дальнейшее развитие автожира в нашей стране обеспечено. Работу над автожирами ведет ЦАГИ — один из лучших научных авиационных институтов мира.

 

На АВТОЖИРные страницы    Новости сайта  Авиамагазин

При использовании приведенных здесь материалов согласование с нами обязательно. С вопросами, пожеланиями и комментариями обращайтесь по  e-mail  или тел 095-3050797

Rambler's Top100 Service Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.

 

Hosted by uCoz