|
ПОКУПАЕМ ЛЕГКИЙ ВЕРТОЛЕТ Б/У
Они бывают разными, начиная с одноместных. Пятиместный "Хьюз-500" многие помнят по знаменитой вертолетной атаке в фильме "Апокалипсис" Копполы
Может показаться странным, но вторичный рынок легких вертолетов является гораздо более активным, чем продажи новой техники. Свыше 90% вертолетов приобретают нового владельца именно на вторичном рынке. Это связано с тем, что, в отличие от, например, автомобиля, возраст вертолета и его цена имеют вполне определенную цикличность, в которой главным фактором, определяющим остаточную стоимость вертолета, является не год его рождения и полный налет с этого момента, а дата последнего капитального ремонта и налет, оставшийся до следующего ремонта. У каждого вертолета есть две основные составляющие его возраста и. соответственно, цены: ресурс и календарь. Для любой летающей техники при ее создании и испытаниях назначаются календарный срок службы - с момента выпуска и/или между ремонтами - и ресурсный срок службы - в часах работы (налета) летательного аппарата (ЛА). При этом и ресурс, и календарь обычно назначаются разными для отдельных узлов и агрегатов ЛА. Например, ресурс поршневых двигателей Lycoming (самолеты Cessna, Piper и т.д., вертолеты Robinson) между капитальными ремонтами составляет 2200 часов, количество таких ремонтов неограниченно. Календарь на эти двигатели не назначается. Ресурс поршневых двигателей М14 (М14П - самолеты Як-18Т, Як-52, модель М14В26 - вертолеты Ка-26) составляет 750 часов до первого ремонта, 500 часов между ремонтами, а ремонтов допускается только три. Ресурсы и календари позволяют довольно точно определять текущую базовую стоимость вертолета. На нее также существенно влияет комплектация ЛА дополнительным оборудованием и авионикой, а также дополнительная отделка. Если все эти составляющие известны, базовую рыночную цену вертолета можно определить с точностью до тысячи долларов, а дальше формирование цены происходит уже в зависимости от субъективных факторов. Кроме того, данные, предоставленные владельцем (или продавцом, что не всегда одно и то же), позволяют оценивать привлекательность той или иной машины в перспективе. Так, например, вертолет Робинсон R22, выпущенный в 1992 году и налетавший всего 500 часов является менее привлекательным, чем выпущенный в 1988 году, прошедший капитальный ремонт в 2000 году и налетавший 2700 часов (из них после ремонта - 500) . У первого остаток ресурса до ремонта - 1700 часов, но календарный срок до ремонта для вертолетов Robinson - 12 лет, а, следовательно, в 2004 году такой вертолет должен быть отправлен в ремонт (стоящий около 60 тысяч), тогда как вторая машина имеет остаток ресурса до ремонта те же 1700 часов, но ремонт по календарю ей предстоит только в 2012 году! Как правило, потенциальный покупатель знает, сколько часов в течение ближайших лет он планирует налетать. Исходя из этой оценки можно подбирать вертолет за оптимальную цену с оптимальным состоянием. К примеру, пилот-любитель редко имеет годовой налет больше 100 часов, поэтому в качестве первой собственной машины вполне можно приобретать вертолет с остатком ресурса 300-500 часов. Если же вертолет приобретается для летной школы или патрульных полетов, где годовой налет может доходить до 1000 часов в год, то машина с маленьким остатком ресурса экономически нецелесообразна - уже через несколько месяцев придется крупно потратиться на ее ремонт.
Вертолеты Robinson являются наиболее привлекательными по соотношению цены и возможностей на современном рынке легких частных и корпоративных вертолетов тогда, когда цена приобретения машины играет определяющую роль. Поршневой авиационный двигатель позволяет эксплуатировать их как на авиационном, так и на автомобильном бензинах. Простота, надежность и низкая себестоимость летного часа делают их лучшим выбором для тех, кому нужна машина для бизнеса и отдыха.
Четырехместный R-44 стоит на заводе изготовителе 300 тысяч долларов США. Российские дилеры продают их в Москве за 450 тысяч. На вторичном рынке вертолет в очень приличном состоянии можно приобрести за 270…400 тысяч долларов.
Как происходит приобретение вертолета на вторичном рынке?
Первое, что нужно запомнить: обсуждение цены не имеет смысла до тех пор, пока продавцом не названы основные данные по вертолету: серийный и регистрационный номер, даты выпуска и ремонтов, ресурсы основных агрегатов и планера, местонахождение вертолета. Если продавец утверждает, что он по каким-либо причинам не может этого сделать, забудьте об этой машине. Это либо ненужный посредник, либо просто жулик.
Второе: рынок б/у вертолетов (это касается только легких вертолетов!) очень динамичен. Нет смысла искать машину, если вы еще не приняли решение о приобретении вертолета вообще, либо планируете сделать это через месяц-год. Вертолеты с привлекательными данными стоят на продаже максимум несколько недель. Если в течение этого времени они не проданы - значит либо цена высока, либо с машиной что-то не так. Нужно иметь также в виду, что покупателем становится не тот, кто первым позвонит, а тот, кто первым заплатит. Как правило, при обнаружении подходящей машины покупатель, если он не готов оплатить всю машину, должен оплатить продавцу небольшой аванс и в течение нескольких дней подготовиться к оплате всей суммы. При этом следует также иметь в виду, что обычно для гарантий соблюдения и продавца, и покупателя, для перевода денег используют счета escrow либо банковские векселя. Особенно актуально это, когда продавец и покупатель - резиденты разных стран. В этом случае банк или офицер escrow получают деньги и гарантируют их сохранность, а продавец получает их тогда, когда вертолет поступает к покупателю. Естественно, за эту услугу финансовый посредник получает небольшой процент, зато все стороны могут спать спокойно. В противном случае для покупателя существует риск по прибытии вертолета обнаружить. что в нем что-то не так. Например, лопасти несущего винта - вовсе не те, о которых говорилось, и ресурса у них осталось не 300, а всего 3 часа. В любом случае процесс приобретения от начала до конца лучше доверить профессионалам, уже имеющим опыт подобных сделок. Твистер-клуб занимается этим с 1995 года и будет рад помочь вам пополнить ряды российских пилотов-любителей.
Удачи - в воздухе и на земле!
М.Т. e-mail тел 8-916-3717278
|