|
Описание и устройство автожира Spinus (SparrowHawk)
Spinus – легкий двухместный автожир с закрытой кабиной, толкающим маршевым винтом с центральным вектором тяги, поршневым четырехтактным двигателем, системой предварительной раскрутки ротора, двухлопастным ротором (несущим винтом) качельного типа и цельноповоротным хвостовым оперением. (Примечание: здесь и далее автожиры Spinus ( SparrowHawk ) часто будут называться "Чижик" - так переводится с латыни слово Spinus). Ротор (несущий винт) – производства компании SportCopter (США), двухлопастный, диаметром 30 футов (9.15 м), цельнометаллический, регулируемый на земле, с одним общим горизонтальным шарниром (ротор качельного типа). Конструктивно ротор состоит из двух лопастей и центрального соединительного узла – коромысла. Лопасти представляют собой С-образный лонжерон из алюминиевого сплава 6061-Т6 (аналог АД33), выполняющий роль передней кромки, к которому приклеены верхняя и нижняя обшивки из листового алюминиевого сплава 6061-Т6. В комле лопасти имеются усиления для крепления к коромыслу с помощью болтов через стальные накладки. Коромысло из алюминиевого сплава 2024-Т3 (Д16АТ), фрезерованное из поковки. Устройство топливной системы Топливная система состоит из:
Система подачи топлива в двигатель:
Система возврата топлива в бак состоит из возвратного шланга и сливного фитинга, установленного на внутренней стенке правого бака. Система суфлирования состоит из фитингов, установленных на внутренних стенках баков, шлангов, тройника и суфлера, установленного на мачте позади кабины. Сливные краны расположены под кабиной и имеют клапаны для слива отстоя при помощи стандартного сливного стакана или иного инструмента. Перепускная система состоит из двух проходных фитингов на внутренних стенках баков. Фитинги соединены между собой шлангом большого диаметра, обеспечивающим совместно с перепускным шлангом системы подачи топлива равномерное заполнение баков при заправке и равномерное расходование топлива в полете. Датчик уровня топлива – стандартный поплавковый рычажный с потенциометром. Показания датчика выводятся на дисплей комплексного прибора Skydat. В передней стенке правого топливного бака установлен дополнительно оптический датчик контроля уровня топлива. В топливной системе использованы:
Устройство тормозной системы Тормозная система состоит из двух раздельных колодочных (барабанных) тормозов на колесах основного шасси, тросовой проводки и тормозных рычагов в кабине. Торможение на рулении осуществляется руками (ручка управления ротором на рулении заперта, руки пилота свободны). На левом рычаге находится упор для торможения ногой. При необходимости рычаги могут быть соединены, при этом пилот в левом кресле может нажатием на упор затормаживать одновременно оба колеса для остановки и удерживания аппарата на месте. Тормоз ротора Тормоз ротора предназначен для затормаживания ротора после посадки и предотвращения самопроизвольного раскручивания ротора на стоянке. Тормоз ротора состоит из рычага с тормозной колодкой, качающегося на оси под зубчатым венцом втулки ротора, боудена с возвратной пружиной и закрепленного на мачте рычага включения. Рычаг включения через прорезь в задней стенке кабины выходит в кабину и расположен между головами пилотов. При нажатии на рычаг тормозная колодка прижимается снизу к ободу зубчатого венца. Сила прижима незначительная. Это сделано с тем, чтобы исключить повреждение втулки при слишком резком включении тормоза. Замок ротора Предназначен для фиксации втулки ротора в нейтральном положении на стоянке и рулении. Располагается в кабине на балке между пилотами. Триммерная система Предназначена для снятия в полете продольных и поперечных нагрузок с ручки управления. Система состоит из двух электромашинок, управляемых через блок реле четырехпозиционным переключателем, демпферных пружин и тросов. Электромашинки – левая и правая – через пружины передают натяжение на задний конец продольного рычага втулки ротора. Переключатель расположен на балке между пилотами. Система предварительной раскрутки Предназначена для предварительной раскрутки ротора перед взлетом. Система состоит из привода постоянного включения, сцепления, гибкого вала в кожухе, инерционного бендикса, зубчатого венца, боудена управления и ручки включения. На валу маршевого винта расположен ведущий шкив, выполненный заодно с ведомым шкивом редуктора маршевого винта. Через поликлиновый ремень крутящий момент передается на ведомый шкив, вращающийся на подшипнике, посаженном на корпус сцепления. При нажатии ручки включения, расположенной на ручке управления левого пилота, диск сцепления прижимается к ведомому шкиву и крутящий момент через гибкий вал передается на бендикс. Шестерня бендикса центробежной силой поднимается вверх и входит в зацепление с зубчатым венцом маховика, расположенным на оси вращения ротора. При выключении рычага или увеличении оборотов ротора выше оборотов шестерни бендикса, она центробежной муфтой автоматически выводится из зацепления с маховиком. Основное шасси Камерные шины низкого давления одеты на литые легкосплавные диски, состоящие из двух половин, скрепленных болтами. К внутренней половине диска прикреплен тормозной барабан. В диски запрессованы наружные обоймы конических роликовых подшипников. Внутренние обоймы подшипников одеваются на колесные оси. Оси запрессованы в башмаки, фрезерованные из алюминиевого сплава. К башмакам крепятся колодочные барабанные тормоза. К раме аппарата башмаки крепятся тремя тягами каждый. Две нижние тяги запрессованы в башмак и составляют нижнюю вилку шасси. Верхняя тяга соединена с башмаком через шарнирное соединение. Амортизация шасси достигается за счет обжатия шин и за счет установленных в верхних тягах резиновых амортизаторов, набранных из резиновых шайб с разделителями. Носовое колесо Носовое колесо – управляемое педалями. Камерная шина низкого давления одета на литой легкосплавный диск, состоящий из двух половин, скрепленных болтами. В ступицу колеса запрессованы два конических роликовых подшипника, вращающихся на оси. Ось колеса закреплена на двух рычагах, соединенных поперечиной, к которой через усилительную шайбу приварена поворотная ось. Ось вращается в балке аппарата на двух подшипниках. Нижний подшипник – бронзовый, верхний – шариковый. Верхний конец оси заканчивается резьбой, на которую наворачивается самоконтрящаяся гайка и рычаг привода педалей. Хвостовое колесо Хвостовое колесо служит для ограничения отклонения аппарата назад при разбеге, взлете и посадке и предотвращения касания ротором земли. Камерная шина низкого давления одета на стальной штампованный диск, состоящий из двух половин, скрепленных болтами. В ступицу колеса запрессованы два шариковых подшипника, вращающихся на оси. Ось колеса крепится в двух рычагах, жестко закрепленных в хвостовой балке. Хвостовое оперение Цельноповоротное, балансирное, состоит из жестко соединенных вертикального и горизонтального оперения. Силовой набор – лонжероны из алюминиевых труб с усилениями и формованные композитные нервюры. Обшивки – композитные, с сотовыми панелями. Горизонтальное оперение снабжено концевыми шайбами. Поворотные узлы оперения – шарнирные. Нижний узел закреплен в хвостовой балке, верхний – в верхней опоре. Профиль оперения – NACA 0012, хорда 610 мм. К нижнему торцу лонжерона вертикального оперения закреплена качалка управления. Усилия от педалей передаются через боудены, пропущенные внутри рамы аппарата. На ранних моделях аппарата устанавливались возвратно-демпфирующие пружины, соединяющие хвостовую балку и качалку управления. В настоящее время вместо пружин применяется сервопластина, установленная в нижней части вертикального оперения и через тросовые растяжки связанная с хвостовой балкой. При отклонении хвостового оперения от нейтрального положения, сервопластина отклоняется в ту же сторону на больший угол, создавая возвращающий момент и увеличивая усилие на педалях пропорционально отклонению педалей. В настоящее время Твистер-клуб устанавливает на автожиры Spinus цельнометаллическое хвостовое оперение, что позволило дополнительно снизить вес аппарата на 4.5 килограмма. Двигатель Четырехтактный четырехцилиндровый оппозитный инжекторный жидкостного охлаждения с электростартером. Рабочий объем 2.2 литра. Редуктор маршевого винта Редуктор состоит из ведомого и ведущего зубчатых шкивов и зубчатого ремня Gates GT2 шириной 85 мм, с помощью которого крутящий момент с вала двигателя передается на вал маршевого винта. Передаточное отношение 2.11:1 Ведущий шкив жестко закреплен на валу двигателя. Задняя точка опоры вала шкива через кронштейны закреплена на плите редуктора, прикрепленной к заднему фланцу двигателя. Ось ведомого шкива закреплена в эксцентрике, с помощью которого осуществляется рабочее натяжение ремня. От осевого смещения ремень предохраняют фланцы на шкивах. Моторама Рама Кабина Композитная с остеклением Lexan, интегральными топливными баками емкостью 80 литров, жидкостным отопителем Helios 2000 Привязные ремни Четырехточечные с центральным замком
|
Автожирные страницы Мистера Твистера в Интернет e-mail Страница обновлялась: 02.12.2005 При использовании материалов нашего сайта ссылка обязательна! Тел. для справок 095-3014798 и 916-3717278
|