Глава VII - 2
Предыдущая ] Начало ] Верх ] Следующая ]

 

“ПРЫГАЮЩИЕ” АВТОЖИРЫ С-30 и W-3

На На принципе, изложенном нами, фирмой Сиерва и фирмой Вейра в Лондоне была совместно сконструирована так называемая автодинамическая втулка ротора, удовлетворяющая особым требованиям прыжка-взлета (устройство этой втулки держится в секрете).

Фиг. 150. Фото взлета-прыжка автожира С-30, снабженного автодинамической втулкой ротора

Два экспериментальных автожира С-30 и W-3, снабженные этой втулкой, впервые публично демонстрировались 17 июля 1936 г. Несмотря на то, что демонстрация новых автожиров производилась в условиях плохой погоды (был сильный порывистый ветер с перемежающимся дождем), результаты ее были достаточно показательны. Прыжок автожира С-30 достиг высоты приблизительно 7,5 м (фиг. 150). Высота прыжка автожира W-3 была около 5 м.

С конструкцией автожира С-30 читатель уже знаком. Особенностью прыгающего автожира С-30, кроме автодинамической втулки, является еще наличие руля поворотов, но им снабжена лишь экспериментальная машина, в дальнейших же конструкциях, по заявлениям фирмы, его не будет. Автожир С-30 демонстрировался с мотором Армстронг 145 л. с. Общий вес машины составлял около 900 кг.

Несколько подробнее остановимся на конструкции и технике прыжка-взлета автожира W-3.

Автожир Вейр W-3 (фиг. 151) — одноместная экспериментальная машина, построенная с учетом требований прыжка-взлета. Ротор двухлопастный, диаметр его 8,55 м. В полете ротор де-

Фиг. 151. “Прыгающий” автожир Вейр W-3

лает до 210 об/мин., а перед прыжком-взлетом раскручивается до 350 об/мин. Мотор Пуллин, четырехцилиндровый, перевернутого типа, с воздушным охлаждением, развивает мощность до 50 л. с. Максимальная скорость автожира 129 км/час. Как и С-30, автожир W-3 снабжен рулем поворотов, а также мощным, килем для устойчивости пути, но предполагается, что в дальнейших конструкциях в них не будет надобности. Фюзеляж — коробчатого типа. Шасси — с очень широкой колеей.

Заглянем в кабину пилота автожира W-3.

Ручка управления имеет двойное шарнирное крепление, что дает систему управления обычного типа (“на себя” — подъем, “от себя” — спуск). Управление запуском ротора включено в сектор. Сделано это с той целью, чтобы пилот не мог допустить ошибки, если бы забыл необходимую последовательность действий перед взлетом.

Взлет осуществляется следующим образом.

Передвигая рычаг сектора на первый паз, пилот тем самым, включает тормоз колес (мотор уже запущен и работает на малом газе). Передвигая рычаг на второй паз, пилот тем самым включает стартер, и ротор начинает вращаться (при этом углы атаки лопастей автоматически уменьшаются, причина чего была объяснена выше). Когда муфта сцепления полностью включена (с мотором, делающим пока еще немного оборотов), пилот плавно открывает дроссель (прибавляет газ), пока не будет достигнута такая скорость вращения ротора, которая необходима для прыжка, именно — около 350 об/мин. После этого Пилот нажи-

Фиг. 152. Фото взлета-прыжка автожира W-3 (момент отделения от земли)

мает отдельную кнопку и этим одновременно выключает тормоз колес и стартер. Тотчас же после этого, по объясненной выше причине, углы атаки лопастей автоматически увеличиваются, и у сильно раскрученного ротора возникает подъемная сила, превышающая вес автожира. Под действием этой силы автожир отделяется от земли (фиг. 152), начиная прыжок-взлет.

Энергия, аккумулированная в роторе во время раскрутки, оказывается достаточной для того, чтобы поднять машину на высоту 6 — 7 м до того, как ротор замедлит свое вращение до нормальной полетной скорости (т. е. примерно до 210 об[мин). Подъем на указанную высоту занимает около 2 сек.

Во время демонстрации автожира W-3 прыжок-взлет был заснят на пленку. За 21/4 сек. было сделано 36 кинокадров. Из них здесь дается 8 (с примерно равными промежутками). Эти кинокадры (фиг. 153) наглядно показывают последовательные положения автожира в воздухе, начиная с момента отделения от земли (начала прыжка) и до момента перехода в нормальный горизонтальный полет.

(из-за низкого качества фотографий мы не смогли пока включить их в эту публикацию - М.Т.)

Рассматривая эти кинокадры, можно заметить следующие особенности взлета-прыжка.

В первые мгновения после отделения автожира от земли он поднимается почти вертикально, т. е. почти не двигается поступательно (это видно по мало меняющемуся расстоянию между автожиром и стоящим человеком), хотя мотор, вращающий винт, и делает полные обороты. Это объясняется тем, что за короткое время (доли секунды) тяга винта еще не преодолела инерцию машины. Однако дальше, одновременно с подъемом машины вверх, с каждым последующим мгновением нарастает поступательная скорость. Таким образом, прыжок-взлет происходит не по вертикали, а по некоторой кривой, которая сначала идет круто вверх, а затем все быстрее и быстрее отклоняется к горизонтали.

Можно заметить далее, что тотчас же после взлета с трех точек, т. е. с опущенным хвостом автожир принимает сначала горизонтальное положение, а затем наклонное вперед. Это опускание носа машины видимо делается пилотом намеренно, так как при этом ротор тоже наклоняется вперед и тем самым дает тягу вперед, т. е. помогает тянущему винту (пропеллеру) быстрее набрать горизонтальную скорость. И мы видим, что по мере увеличения поступательной скорости продольная ось автожира постепенно выпрямляется до нормального положения.

Взлет-прыжок даже на высоту только б — 7 м уже разрешает проблему взлета автожира с какой угодно маленькой площадки (например с палубы корабля, подводной лодки и т. д.). Можно думать, что в дальнейшем высота прыжка будет увеличена и тем самым проблема вертикального взлета автожира будет полностью вешена.

 

На АВТОЖИРные страницы    Новости сайта  Авиамагазин

При использовании приведенных здесь материалов согласование с нами обязательно. С вопросами, пожеланиями и комментариями обращайтесь по  e-mail  или тел 095-3050797

Rambler's Top100 Service Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.

 

Hosted by uCoz