Материалы предоставлены: разработчиками автожира "Адель"
АВТОЖИР лАДЕЛЬ-2005╗
Легкий одноместный грузонвой летательный аппарат для применения в сельском хозяйнстве разрабатывается колнлективом конструкторов ООО лНИК╗ (г. Жуковский) под руководством В. Л. Устинова. 000 лНИК╗ является предпринятием, которое объединяет большой коллектив опытных конструкторов и прочнистов, имеющих опыт проектирования, расчета на прочность и испытаний различных типов летательных аппаратов. В создании автожира лАДЕЛЬ-2005╗ также принимают участие ведущие специалисты ряда других предприятий авиационной отрасли России.
Автожир Ч винтокрылый летательный аппарат тяжелее воздуха, использующий свободный двухлопастной ненсущий ротор, находящийся в режиме авторотации, как устройство для создания подъемной силы. Поступательное двинжение создается тянущим винтом двигателя. Автожир объединяет достоинства самолета и вертолета и, вместе с этим, свободный от ряда их принципиальных недостатков. Уникальные летно-технические характеристики и простота эксплуатации дают автожиру существенные преимущества перед самолетом и вертолетом при использовании его в фермерском хозяйстве и на авиахимических работах.
В отечественной практике автожиры уже с успехом применялись для выполнения авиахимических работ в сельском и лесном хозяйстве в начале 1941 года, однако эти работы были прекращены в связи с началом Великой Отечественной войны а в дальнейшем - ввиду бурного развития вертолетостроения.
За последние 40 лет легкие автожиры получили довольно большое распространение за рубежом, однако проект специализированного грузового автожира для применения в сельском хозяйстве, каким является автожир лАДЕЛЬ-2005╗, создается впервые.
В основу проекта автожира лАДЕЛЬ-2005╗ заложены научные, конструкторские и опытные изыскания коллекнтива СКВ Рижского Краснознаменного института инженеров Гражданской авиации им. Ленинского комсонмола, работавшего в период 1967Ч1973 г.г. под руководством В.Л.Устинова (научные руководители: Касторнский В.Е., Осокин Д.П.) и при поддержке Главного конструктора Н.И.Камова и его ведущих специалистов ОКБЧБаршевского В.Б., Сатарова А.Г. и Бирюлина В.И., а также МАП СССР и руководства Латвийской ССР. В этот период было построено семь легких автожиров. Летные испытания проводил В.З.Цейтлин. Автожир РИГА-72 с двигателем McCulloch 4312 получил высокую оценку на ВДНХ СССР в 1972 году (см. JANE'S-1973/74). Одновременно были разработаны проекты автожиров АСХ-120, АСХ-160, АСХ-200 для применения в сельском хозяйстве. В настоящее время также используется опыт работы ведущих российских компаний, успешно занимающихся созданием многоцелевых отечественных легких автожиров и опыт ряда зарубежных фирм.
В концепцию создания автожира также заложены требования по обеспечению простоты эксплуатации и макнсимальной надежности использования его в условиях сельского хозяйства. Использование японского автомобильного двигателя "Subaru EJ-20" позволит обеспечить его ремонт и обслуживание через широкую сеть сервисного обслуживания японских автомобилей в России (возможна установка двигателей других производителей).
Река Лиелупе. Автожир лЧайка-2╗ в полете, 1971г. Пилот - Владлен Зиновьевич Цейтлин. (РКИИГА им. Ленинского комсомола, завод лРигасельмаш╗)
лЧто касается будущего автожиров, то, поскольку автожир несколько проще вертолета по конструкции, то он дешевле в изготовлении и эксплуатации. Поэтому, когда мы научимся строже относиться к экономике, объективный расчет покажет, что в ряде областей применения автожир может быть выгоднее и вертолета, и самолета╗.
лФитожиры╗ Г.И. Катышев, 1986 Д.
Конструкция автожира и его систем
ФЮЗЕЛЯЖ. ХВОСТОВАЯ БАЛКА И ОПЕРЕНИЕ Ч клепаной конструкции из алюминиевых сплавов. В фюзенляже располагается грузовой отсек, объемом 0.2 м.куб., в котором закреплен бак для ядохимикатов объемом 120л. В нижней части под грузовым отсеком расположен топливный бак объемом 40л.
КАБИНА ПИЛОТА закрытого типа с принудительной вентиляцией и очисткой воздуха от вредных примесей. Остекление кабины обеспечивает круговой обзор пилоту. В зимнее время может устанавливаться обогреватель кабины пилота. РОТОР АВТОЖИРА - двухлопастный на карданной подвеске фирм лSPORTCOPTER╗ (США) или лRAF╗ (Канада). Ведутся разработки отечественного ротора из композиционных материалов ведущими специалистами авиационной отрасли России.
НЕСУЩАЯ ВТУЛКА с системой предварительной раскрутки ротора (для уменьшения разбега автожира при взлете) фирмы "SPORTCOPTER"(CIHA).
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА Ч высоконадежный и экономичный автомобильный двигатель лSubaru EJ-20╗ (жидкостного охлаждения с редуктором), широко используемый в мировой практике для установки на легнких летательных аппаратах. Маршевый винт Ч пятилопастной.
ОСНОВНАЯ СТОЙКА ШАССИ с рычажной амортизационной системой, спроектированная специально для взлета и посадки на неподготовленные площадки. Тормозная система Ч раздельная, служит также для руления на земле.
ПЕРЕДНЯЯ СТОЙКА ШАССИ с самоориентирующимся колесом и амортизаторами.
ПРОДОЛЬНОЕ И ПОПЕРЕЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ автожиром осуществляется путем наклона ротора самолетной ручкой управления пилота через систему тяг и качалок.
ПУТЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ осуществляется рулями направления вертикального оперения, связанными системой тяг, качалок и тросовой проводкой с педалями пилота.
ПРИБОРНОЕ И РАДИО ОБОРУДОВАНИЕ включает электронный информационный комплекс с дисплейным отображением и регистрации основных параметров полета, работы двигателя и систем автожира лSTRATOMASTER ULTRA╗, тахометр оборотов ротора RV-1, компас КИ-13, портативная радиостанция, маршрутный GPS, счетчик выработки химикатов. Имеются навигационные огни и посадочные фары.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ отечественной разработки с применением микро опрыскивания (расход химикатовЧ2 л/га, ширина захвата до 25 метров при полете на высоте 5 метров со средней скоростью 70-90 км/час).
Производительность автожира лАдель- 2005╗ на авиахимработах
Взлетный вес, кг 570
Объем рабочего раствора, л 120
Средняя рабочая скорость, км/час 80
Эффективная ширина захвата, м 25-30
Время разворота, сек 5-10
Средняя часовая производительность, га/час 124
Средняя дневная производительность, га/день 744
Защита пилота от ядохимикатов имеется
Зависимость километровых расходов топлива от высоты полета автожира с полетной массой 570 кг в условиях МСА
При применении автожира на авиахимработах его окупаемость достигается менее, чем за половину сезона работ по опрыскиванию полей.
Другие возможные варианты применения автожира лАдель-2005╗
АВТОЖИР-ФЕРМЕР Ч для перевозки грузов весом до 130 кг на расстояние до 160 км.
АВТОЖИР-КУРЬЕР Ч для перевозки различных грузов до 80 кг на расстояние до 200 км с посадкой и взлетом с неподготовленных площадок.
АВТОЖИР-ПАТРУЛЬ Ч для выполнения различных задач патрулирования с дальностью полета до 780 км (без полезной нагрузки и с дополнительными баками без увеличения взлетного веса).
Скороподъемность
Состояние работ, стоимость создания и испытаний опытных образцов
Проведены параметрические исследования по выбору схемы автожира. 9 Разработан общий вид, предварительная компоновка.
Выполнены работы в объеме эскизного проектирования в части аэродинамики, устойчивости и расчетов на прочность. 9 Разработано ТЭО создания и испытаний двух опытных образцов.
Произведено моделирование летных характеристик автожира лАдель╗ на пилотажном стенде, проведен а проверка на нем всех расчетных аэродинамических характеристик автожира.
Разрабатывается методика первоначального обучения пилотов на стенде.
Завершаются конструкторские работы по выпуску рабочей документации для изготовления опытного образца автожира - срок окончания декабрь 2003 года.
Разработано техническое задание на создание отечественного ротора из композиционных материалов.
Проектные работы ведутся в инициативном порядке.
Потребное финансирование проекта по годам:
2004 г. - 500 000 $.
2005 г. - 200 000 S
Планируемый срок изготовления первого опытного образца автожира и начало летных испытаний - сентябрь 2004 года (при условии финансирования проекта в начале 2004 года)
Расчетная схема каркаса
Автожирные страницы Мистера Твистера в Интернет e-mail
Страница обновлялась: в марте 2004 г. При использовании материалов нашего сайта ссылка обязательна! Тел. для справок 095-3014798 и 916-3717278