Материалы предоставлены: разработчиками автожира "Адель"

 

АВТОЖИР лАДЕЛЬ-2005╗

Легкий одноместный грузонвой летательный аппарат для применения в сельском хозяйнстве разрабатывается колнлективом конструкторов ООО лНИК╗ (г. Жуковский) под руководством В. Л. Устинова. 000 лНИК╗ является предпринятием, которое объединяет большой коллектив опытных конструкторов и прочнистов, имеющих опыт проектирования, расчета на прочность и испытаний различных типов летательных аппаратов. В создании автожира лАДЕЛЬ-2005╗ также принимают участие ведущие специалисты ряда других предприятий авиационной отрасли России.

Автожир Ч винтокрылый летательный аппарат тяжелее воздуха, использующий свободный двухлопастной ненсущий ротор, находящийся в режиме авторотации, как устройство для создания подъемной силы. Поступательное двинжение создается тянущим винтом двигателя. Автожир объединяет достоинства самолета и вертолета и, вместе с этим, свободный от ряда их принципиальных недостатков. Уникальные летно-технические характеристики и простота эксплуатации дают автожиру существенные преимущества перед самолетом и вертолетом при использовании его в фермерском хозяйстве и на авиахимических работах.

В отечественной практике автожиры уже с успехом применялись для выполнения авиахимических работ в сельском и лесном хозяйстве в начале 1941 года, однако эти работы были прекращены в связи с началом Великой Отечественной войны а в дальнейшем - ввиду бурного развития вертолетостроения.

За последние 40 лет легкие автожиры получили довольно большое распространение за рубежом, однако проект специализированного грузового автожира для применения в сельском хозяйстве, каким является автожир лАДЕЛЬ-2005╗, создается впервые.

В основу проекта автожира лАДЕЛЬ-2005╗ заложены научные, конструкторские и опытные изыскания коллекнтива СКВ Рижского Краснознаменного института инженеров Гражданской авиации им. Ленинского комсонмола, работавшего в период 1967Ч1973 г.г. под руководством В.Л.Устинова (научные руководители: Касторнский В.Е., Осокин Д.П.) и при поддержке Главного конструктора Н.И.Камова и его ведущих специалистов ОКБЧБаршевского В.Б., Сатарова А.Г. и Бирюлина В.И., а также МАП СССР и руководства Латвийской ССР. В этот период было построено семь легких автожиров. Летные испытания проводил В.З.Цейтлин. Автожир РИГА-72 с двигателем McCulloch 4312 получил высокую оценку на ВДНХ СССР в 1972 году (см. JANE'S-1973/74). Одновременно были разработаны проекты автожиров АСХ-120, АСХ-160, АСХ-200 для применения в сельском хозяйстве. В настоящее время также используется опыт работы ведущих российских компаний, успешно занимающихся созданием многоцелевых отечественных легких автожиров и опыт ряда зарубежных фирм.

Автожир "Адель" - специализированный автожир для авиахимработ

В концепцию создания автожира также заложены требования по обеспечению простоты эксплуатации и макнсимальной надежности использования его в условиях сельского хозяйства. Использование японского автомобильного двигателя "Subaru EJ-20" позволит обеспечить его ремонт и обслуживание через широкую сеть сервисного обслуживания японских автомобилей в России (возможна установка двигателей других производителей).


 

Река Лиелупе. Автожир лЧайка-2╗ в полете, 1971г. Пилот - Владлен Зиновьевич Цейтлин. (РКИИГА им. Ленинского комсомола, завод лРигасельмаш╗)

лЧто касается будущего автожиров, то, поскольку автожир несколько проще вертолета по конструкции, то он дешевле в изготовлении и эксплуатации. Поэтому, когда мы научимся строже относиться к экономике, объективный расчет покажет, что в ряде областей применения автожир может быть выгоднее и вертолета, и самолета╗.

лФитожиры╗ Г.И. Катышев, 1986 Д.


Конструкция автожира и его систем

ФЮЗЕЛЯЖ. ХВОСТОВАЯ БАЛКА И ОПЕРЕНИЕ Ч клепаной конструкции из алюминиевых сплавов. В фюзенляже располагается грузовой отсек, объемом 0.2 м.куб., в котором закреплен бак для ядохимикатов объемом 120л. В нижней части под грузовым отсеком расположен топливный бак объемом 40л.

КАБИНА ПИЛОТА закрытого типа с принудительной вентиляцией и очисткой воздуха от вредных примесей. Остекление кабины обеспечивает круговой обзор пилоту. В зимнее время может устанавливаться обогреватель кабины пилота. РОТОР АВТОЖИРА - двухлопастный на карданной подвеске фирм лSPORTCOPTER╗ (США) или лRAF╗ (Канада). Ведутся разработки отечественного ротора из композиционных материалов ведущими специалистами авиационной отрасли России.

НЕСУЩАЯ ВТУЛКА с системой предварительной раскрутки ротора (для уменьшения разбега автожира при взлете) фирмы "SPORTCOPTER"(CIHA).

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА Ч высоконадежный и экономичный автомобильный двигатель лSubaru EJ-20╗ (жидкостного охлаждения с редуктором), широко используемый в мировой практике для установки на легнких летательных аппаратах. Маршевый винт Ч пятилопастной.

ОСНОВНАЯ СТОЙКА ШАССИ с рычажной амортизационной системой, спроектированная специально для взлета и посадки на неподготовленные площадки. Тормозная система Ч раздельная, служит также для руления на земле.

ПЕРЕДНЯЯ СТОЙКА ШАССИ с самоориентирующимся колесом и амортизаторами.

ПРОДОЛЬНОЕ И ПОПЕРЕЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ автожиром осуществляется путем наклона ротора самолетной ручкой управления пилота через систему тяг и качалок.

ПУТЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ осуществляется рулями направления вертикального оперения, связанными системой тяг, качалок и тросовой проводкой с педалями пилота.

ПРИБОРНОЕ И РАДИО ОБОРУДОВАНИЕ включает электронный информационный комплекс с дисплейным отображением и регистрации основных параметров полета, работы двигателя и систем автожира лSTRATOMASTER ULTRA╗, тахометр оборотов ротора RV-1, компас КИ-13, портативная радиостанция, маршрутный GPS, счетчик выработки химикатов. Имеются навигационные огни и посадочные фары.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ отечественной разработки с применением микро опрыскивания (расход химикатовЧ2 л/га, ширина захвата до 25 метров при полете на высоте 5 метров со средней скоростью   70-90 км/час).


 

 

Производительность автожира лАдель- 2005╗ на авиахимработах

Взлетный вес, кг                                                                                     570

Объем рабочего раствора, л                                                                  120

Средняя рабочая скорость, км/час                                      80

Эффективная ширина захвата, м                                         25-30

Время разворота, сек                                                                             5-10

Средняя часовая производительность, га/час                     124

Средняя дневная производительность, га/день                    744

Защита пилота от ядохимикатов                        имеется

Зависимость километровых расходов топлива от высоты полета автожира с полетной массой 570 кг в условиях МСА

 

При применении автожира на авиахимработах его окупаемость достигается менее, чем за половину сезона работ по опрыскиванию полей.

Другие возможные варианты применения автожира лАдель-2005╗

Изменение крейсерской и максимальной скорости от высоты полета
 

Скороподъемность
 

Зависимость угла тангажа автожира от скорости полета

 
 
 
  Посадочные траектории автожира, полученные по результатам моделирования нормальных посадок (завинсимость высоты полета от установившегося снижения с вертикальной скоростью 2-3 м/сек при нулевом скольжении). Был рассмотрен диапазон поступательных скоростей от 40 км/час до 150 км/час

Взлетные траектории
 

На рабочих скоростях полета при выполнении авиахимических работ угол тангажа автожира будет незначинтельно изменяться в полете и находиться в пределах нунлевого значения. Как показали исследования, угол тангажа при выработке химикатов изменяется в пределах одного градуса в сторону его уменьшения, что улучшает обзор пилоту при посадке. Для других вариантов испольнзования автожира такая же балансировка достигается возможностью изменения угла установки стабилизатора.

Взлетные дистанции автожира, полученные по результатам моделирования нормальных взлетов и посадок. В рензультате исследований было установлено, что минимальная установившаяся поступательная скорость, обеспечивающая отрыв аппарата от земли, составляет около 33 км/час.
 
 

Состояние работ, стоимость создания и испытаний опытных образцов

Проектные работы ведутся в инициативном порядке.

Потребное финансирование проекта по годам:

2004 г. - 500 000 $.

2005 г. - 200 000 S

Планируемый срок изготовления первого опытного образца автожира и начало летных испытаний - сентябрь 2004 года (при условии финансирования проекта в начале 2004 года)

Расчетная схема каркаса

Обсудить в форуме 


Rambler's Top100 Service Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день. Экстремальный портал VVV.RU

Автожирные страницы Мистера Твистера в Интернет     e-mail

Страница обновлялась: в марте 2004 г.  При использовании материалов нашего сайта ссылка обязательна! Тел. для справок 095-3014798 и 916-3717278

 

Hosted by uCoz