Автожир: давайте знакомиться
Дoмoй ]

 

С чего начать?

Автожир SportCopter SportCopter считается одним из наиболее тщательно сделанных аппаратов. Его создатель и изготовитель Джим Вэник (на фото - за рулем) работает медленно, но очень аккуратно.

В 1999 году на московском международном авиасалоне я впервые увидел автожир. Когда МАКС закончился, на нем и улетел с выставочного поля. Конечно, не сам, а в качестве пассажира. Но по дороге в Бронницы успел попробовать управление и, поскольку до этого несколько лет пробовал его на разных легких самолетах и вертолетах, уже через пять  минут понял – вот она, мечта пилота-любителя! Аппарат был очень легок и понятен в управлении, вкусно маневрировал и давал просто изумительный обзор. А еще он не требовал постоянного напряжения, которое испытываешь при полете на малой высоте на самолете или вертолете, поскольку при отказе двигателя с автожиром ничего героического не происходит, и подобрать площадку для посадки можно почти везде – автожир взлетает с коротким разбегом, но садится он без пробега вовсе. Вскоре после МАКСа я снова приехал на полеты и через два с половиной часа обучения (летного времени, это – несколько дней полетов!) был выпущен в самостоятельный полет. Так все и началось – теперь уже сам с удовольствием рассказываю другим, насколько приятны полеты на автожирах.

Автожир Доминатор Вот на этом аппарате я первый раз и полетел. Двухместный тандем "Доминатор"

К сожалению, пока на русском языке нет ни одной книги для любителей автожиров, а наш сайт – единственный, где о них можно узнать что-то еще, кроме цен и предполагаемых характеристик, сочиненных продавцом. J

Автожир Ариэль Красиво? К сожалению, не все летает, что блестит. Этот аппарат никогда не поднимался в воздух.

Поэтому – полистайте наши страницы, которые пребывают в изрядном беспорядке, т.к. времени и рук на профессиональную организацию сайта у нас просто нет. Здесь очень много разной информации, которая будет для вас полезной, но, скорее всего, она станет по-настоящему полезной для вас чуть позже. А пока мы в двух словах расскажем, как, где и почем можно приобрести для себя подходящий автожир, стать пилотом и летать в свое удовольствие.

Автожир Sycamore (Сикамора) Южноафриканская Sycamore - симпатичный двухместный тандем с закрытой кабиной. Пока жалоб на эти аппараты мы не слышали. Цена у них, правда...

В мире на сегодня летают тысячи автожиров. Большая часть из них выпускается несколькими фирмами, производящими киты – наборы для самостоятельной постройки. Наиболее известные из них – американские AirCommand, Sport Copter, Dominator, Ken Brock и Little Wing, английские Cricket и Merlin, итальянские Magni Gyro, канадские RAF2000 и южноафриканские Sycamore. Есть еще французские Guepard, но о них мы пока мало что знаем, кроме того, что Ксавье Аверсо, строящий эти машины – очень опытный конструктор и пилот автожиров. Все остальные – это либо аппараты с короткой историей, из-за чего мы не можем рекомендовать эти машины, либо просто сомнительные разработки. На сегодняшний день в мире нет ни одной модели, выпускаемой сертифицированным авиационным производством. Вообще, за всю послевоенную историю сертификат типа получали всего три модели автожиров: американские McCulloch J-2 и Air&Space 18A (также известный под названием Umbaugh 18A Flymobil) и канадский Avian, все – начала 60-х годов. Из них серийно выпускался только 18А, отличная двухместная машина с прыжковым взлетом, которая всего за год поставила абсолютный рекорд в истории авиации – на нее было получено больше тысячи (!) заказов. К сожалению, ошибки в управлении компанией привели к тому, что построено  было всего 68 аппаратов, после чего выпуск прекратился, хотя аппарат остается интересен до сих пор.

Автожир LittleWing с тянущим винтом (трактор) LittleWing - возвращение к пройденному. У автожиров с тянущим винтом есть свои несомненные преимущества.

Так вот, киты перечисленных фирм можно приобретать смело, хотя для каждой модели есть свои рекомендации по комплектации и особенностям сборки. Сборка автожира из кита – отдельный вопрос. Для нее, в отличие от, скажем сборки из кита самолета или вертолета, не требуется большого опыта и дорогостоящего инструмента. Наличия здравого смысла, определенной самокритичности при принятии решений и нормального для мужчины опыта общения с железками (автомобильными, например) достаточно, чтобы заняться этим делом. Единственное, что желательно добавить к этому перечню, - это возможность и желание консультироваться по ходу сборки у тех, кто уже имеет положительный (это важно!) опыт сборки автожиров, т.е. имеет в своем послужном списке нормально летающие машины. Таких людей пока в стране немного, можно перечислить по пальцам, но мы всегда подскажем вам, где их найти.

Автожир AirCommand Elite - новое поколение автожиров этой компании, перенявшее высокопрофильную схему у Доминаторов AirCommand Elite - новое поколение автожиров этой фирмы. Киты AirCommand всегда отличало высокое качество исполнения. Белый бочонок под рамой - парашютная спасательная система. Just in case :)

Стоят такие киты по-разному – от 11 000 у.е. за одноместный AirCommand, Ken Brock или Guepard до 40 с лишним  за двухместный Sycamore с закрытой кабиной. Плюс доставка, таможня, сборка, покраска. При этом, заказывая кит всегда нужно точно знать, что вы в нем получите. Распространенным заблуждением является такой момент: в разных источниках разные наборы одинаково называются «кит». При этом одни киты включают в себя действительно, все, что нужно для сборки, в том числе двигатель, ротор, маршевый винт; другие не включают один или несколько дорогостоящих компонентов, но все равно заявляются как кит автожира. Это приводит к тому, что, отвечая на вопрос о стоимости кита, мы иногда слышим возмущенное: «Да он у них стоит всего 6 тысяч, а вы за 20 предлагаете?!». Все правильно – 6000 стоит набор для сборки рамы аппарата, к нему нужно добавить готовые покупные узлы и агрегаты. Если правильно посчитать… Не ленитесь – посчитайте все сами. Конечно, услуги тех, кто поможет вам приобрести кит, не бесплатны, но они избавят вас от возможных и более дорогостоящих ошибок. Наглядным примером может служить прошлогодняя история с китом Ufo Helithruster. Этот предмет привлекает внимание своим внешним видом и низкой ценой набора – всего 6 с небольшим тысяч за как бы двухместный аппарат. Однако в эту цифру не входят не только двигатель, ротор и втулка ротора, но даже проводка управления. То есть продается только рама аппарата с колесами, кабиной и хвостом. А дальше вам предоставляется полная свобода творчества. У опытных строителей это сразу вызвало подозрение – а почему изготовитель набора не поставляет управление? Ответ напрашивается сам собой – потому, что изготовитель не знает, как его делать. Вернее, знает, что имеющийся у него аппарат летает, мягко говоря, условно. Нам много раз задавали вопросы по этому киту, но ответ всегда был один и тот же – отрицательный. Есть еще одно правило при выборе кита – узнать о нем не только от продавца, но и от тех, кто на таком уже летает. В случае с Ufo найти счастливых пилотов не представилось возможным. Тем не менее один из наших сограждан приобрел такой кит, но, честно говоря, я сильно сомневаюсь, что он полетит в ближайшем обозримом будущем. Кстати, до сих пор нет ни одного свидетельства тому, что хотя бы один из проданных китов Ufo вообще летает. Смешно? Скорее, грустно. Совет – если вы новичок в этом деле, покупайте хорошо известный аппарат. Избежите ненужного риска, а потом, набравшись опыта, сможете экспериментировать с другими. Хороший, известный автожир всегда можно продать, чтобы обзавестись другим.

Эх, дружище, ты себе не представляешь, какое это чувство - увидеть с высоты птичьего полета забытый богом уголок на закате дня...

Приобретая кит, помните, что все эти комплекты поставляются на заказ. Компании-изготовители очень редко имеют на своем складе готовые и укомплектованные наборы. Срок изготовления кита может колебаться от нескольких недель до нескольких месяцев. И увы – из своего опыта – не всегда соблюдается изготовителем набора. Жуликов среди них нет, просто все эти компании – совсем небольшие предприятия (обычно в них работают не больше 20-30 человек), которые иногда не могут предвидеть какие-то мелкие проблемы.

Здесь явно живет пилот-любитель автожира Если в гараже или на лужайке стоит автожир - значит, владелец наверняка - настоящий macho

В России на сегодня фирм, имеющих налаженное производство автожиров или наборов для их постройки нет, что бы вам ни говорили. Ничего удивительного - за два-три года при отсутствии предыдущего опыта невозможно изучить теорию, набраться опыта, спроектировать и построить аппарат, запустить его в производство и набрать хоть какой-то опыт эксплуатации, необходимый для того, чтобы и продавец, и покупатель были уверены в машине. Летательные аппараты все-таки требуют весьма серьезного подхода. Есть несколько групп, занимающихся разработкой и осваивающих выпуск автожиров, однако у них еще все впереди. Впрочем, это вовсе не означает, что покупать предлагаемые этими группами машины нельзя ни под каким видом. Нужно просто отдавать себе отчет в том, что вы покупаете не готовый продукт, а продолжающийся эксперимент и, исходя из этого, определять свои отношения, как с продавцом, так и с самой машиной. Тем, кто не является действующим пилотом, я бы все же советовал пока воздержаться от таких приобретений, тем более, что некоторые из предлагаемых сейчас аппаратов имеют явные и существенные недостатки. Надеюсь, и вы, и наши коллеги поймут нас правильно. Мы заинтересованы в том, чтобы автожиры строились и летали, но одновременно мы крайне заинтересованы в том, чтобы порочные конструкции не бросали тень на общепризнанную репутацию автожира, как самого безопасного из всех летательных аппаратов!

Ну и что, что маленький? Зато - свой!

Еще один способ обзавестись собственным аппаратом – построить его самому по чертежам. Такие чертежи предлагаются через Интернет, некоторые из них давно проверены практикой, некоторые – не более, чем плод амбиций их авторов. На русский язык на сегодня переведены только чертежи одноместного сверхлегкого Gyrobee Ральфа Таггарта и одноместного JT-5B Юкки Тервамяки. И та, и другая машины летают давно, хорошо и во многих экземплярах. Чертежи и руководство по постройке Gyrobee вы можете бесплатно получить на нашем сайте. Руководство для постройки JT-5B тоже выложил бы, но не могу этого сделать, пока не получу разрешения автора аппарата.

Автожир Gyrobee Gyrobee - самый доступный по цене из проверенных аппаратов. Его и самому построить не так сложно. Главное - начать!

Про предлагаемые чертежи других автожиров ничего определенного пока сказать не могу, т.к. не видел их живьем. Наверняка можно утверждать, что достойными должны быть чертежи АЖ серии КВ (Кен Брок), т.к. знаю, что по ним за рубежом уже построены и летают сотни машин.

 

Нас часто спрашивают, можно ли приобретать из-за границы аппарат, бывший в употреблении. Ответ: это чревато. Особенно в том случае, если владелец – малоизвестный строитель или вовсе просто пилот. В этом случае нужно обязательно найти кого-либо из опытных автожирщиков, кто смог бы осмотреть аппарат и что-то про него сказать. В противном случае вы рискуете получить набор металлолома, с виду напоминающий АЖ, но совершенно небезопасный в полетах. К примеру, если прежний владелец имел какое-либо происшествие, связанное с касанием ротором посторонних предметов, он может «забыть» сказать вам о этом, либо сказать, что он заменил ротор после аварии. Однако при таких авариях всегда повреждается не только ротор. Какие нарушения возникли во втулке, проводке управления и т.д. – никому не известно. Они могут быть незаметны снаружи, но очень быстро обнаружатся в полете. Не буду вам рассказывать, чем это чревато – вы уже полчаса как читаете про автожиры и можете догадаться.

Так что, если вы – новичок в этом деле и в первую очередь хотите научиться летать и получать от этого удовольствие – приобретайте проверенную технику. Или, если бюджет не позволяет купить кит, стройте сами по чертежам – за время постройки наберетесь необходимого опыта. Автожир – очень дружелюбное создание человеческого ума, но он требует от своего хозяина взаимности. Кстати, пилоты винтокрылых не зря считаются в мире летчиков интеллектуалами – вращающийся ротор гораздо сложнее крыла. Он дает машине намного больше возможностей, но – если его понимают.

Чем еще хорош автожир: обзор из него - лучше не бывает.

Если вам уже не терпится начать это знакомство – начните его с книги А.Жаброва «Автожир и геликоптер», описывающей устройство и основные принципы полета АЖ.

 

Если хотите посмотреть, какими вообще бывают автожиры – зайдите в каталог.

 

Если возникли вопросы – посмотрите сначала Ч.Т.О. на ваши FAQ, а потом - пишите.

 

Вскоре мы поговорим еще о заблуждениях относительно автожиров и – постоянный вопрос – о том, как стать пилотом-любителем и как в нашей стране на этих штуках можно летать.

 

Rambler's Top100 Service Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день. Экстремальный портал VVV.RU

Автожирные страницы Мистера Твистера в Интернет     e-mail

 

Hosted by uCoz