Вернуться к статье о самодельных роторах Перейти на форум об автожирах
СТЕКЛОПЛАСТИКОВАЯ ЛОПАСТЬ ротора ЛЕГКОГО АВТОЖИРА
Несмотря на то, что Твистер-клуб принципиально против самостоятельной постройки роторов начинающими любителями, мы понимаем, что многие любители вполне в состоянии построить такой ротор. Чтобы избавить вас от дорогостоящих экспериментов, мы публикуем один из проверенных вариантов ротора для легкого одноместного автожира.
Эта технология использовалась и используется для самостоятельной постройки одноместного автожира JT-5 и JT-5B, см. описание JT-5B на диске "Гравицапа" и сайт его конструктора. Несколько позже описание JT-5B будет выложено на сайт. См. также описание автожира АТЕ-3. Таких автожиров в Европе построено и летает более десятка и все они используют лопасти, изготовленные по этой документации.
Используемый профиль: NACA 8H12 без крутки, хорда 180 мм.
Координаты профиля:
Сечения лопастей:
Матрица
Слои стеклоткани плотностью 240 гр/кв.м наносятся в следующем порядке:
1) Один слой по всей длине (нити под углами 0 и 90 град к оси лопасти).
2) Один слой по всей длине лопасти (нити под углами 45 град к оси лопасти).
3) Один слой на 3/4 длины лопасти (от комля) под 45 град.
4) Один слой на 1/2 длины лопасти (от комля) под углом 45 град.
5) Один слой на 1/4 длины лопасти (от комля) под 45 град
Закладные в матрице - для сочленения с алюминиевым блоком (на который наносится ровинг) в комле лопасти.
Алюминиевая закладная комля лопасти:
Вокруг алюминиевой закладной, когда она помещена в матрицу, наматывается всенаправленный ровинг до заполнения.
1. Приспособление для шлифовки пенопласта
2. Нанести на матрицу разделительный слой (воск) и слой гелькоута, дождаться отверждения
3. Разложить стеклоткань и смолу на обе рабочие поверхности матрицы. ВНИМАНИЕ: См. также п.10-б.
4. Прижать струбцинами пенопласт к влажной стеклоткани для склеивания
5. После отверждения обрезать лишнюю ткань ножом.
6. С помощью приспособления отшлифовать вторую сторону пенопласта до нужной формы
7. Обрезать пенопласт до точного размера по ширине с помощью ножа. Используйте для этого продольный (линейный) шаблон (приспособление, которое нужно будет сделать самому). Стеклоткань не должна быть нигде задета ножом!
8. Разложить всенаправленный ровинг в переднюю и заднюю кромки лопасти.
9. Добавить свинцовые грузы в еще влажный ламинат (ровинг со смолой).
10. Добавить на все поверхности слой эпоксидки с микросферой. 10-б. (На выбор!) Можно выкладывать ткань/смолу на эту поверхность на этом этапе вместо п.3. При этом качество склеивания будет лучше, но также выше риск образования складок по ткани, что недопустимо.
11. Закрыть матрицу и сжать ее половины струбцинами. Излишки смолы вытекут наружу.
12. После отверждения вынуть лопасть из матрицы. Обрезать излишки ткани и потеки смолы ножом. Зашлифовать переднюю и заднюю кромку влажной шлиф-шкуркой
13. Постотверждение лопасти провести при постоянной температуре (не ниже 40, не выше 70 градусов Цельсия применительно к большинству эпоксидных составов)
14. Балансировка массы лопастей по размаху производится высверливанием свинца из стержней на законцовках:
Вот, собственно и все. Несколько примечаний:
1. Мы еще не строили ротор по этим рекомендациям, но собираемся.
2. Обратите внимание, что комель лопасти предназначен для "европейской" втулки, т.е. коромысло ротора висит снаружи втулки, а не между щеками башни
"Европейская" втулка ротора: коромысло, соединяющее лопасти, не проходит между щеками втулки, а обхватывает втулку снаружи. В такой конструкции есть свои плюсы.
3. Чертежи коромысла и самой европейской втулки можно будет получить от нас по e-mail или лично в Москве, (безвозмездно, в обмен на фотографии уже сделанных вами лопастей и матрицы, в которой они были сделаны), после того, как вы изготовите сами лопасти.
4. Не могу удержаться, чтобы не процитировать ядовитое изречение автора JT-5B:
"Если приведенной информации для вас недостаточно, чтобы построить автожир, вам не стоит за это браться." Сказано это было в довесок к комплекту документации по постройке JT-5B и, соответственно, распространяется и на лопасти.
Удачи - в воздухе и на земле!
М.Т.
Вернуться к статье о самодельных роторах Перейти на форум об автожирах
Вернуться в Аэроклуб М.Твистера e-mail тел (916)-7404255