Глава1-12
Аэроклуб "ТвистЭйр" Вверх

 

12. ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЕТА

К трансмиссии вертолета относятся: редукторы, валы с шарнирными соединениями, муфта включения, муфта свободного хода и тормоз несущего винта.

Редукторы. В системе трансмиссии обычно имеется несколько редукторов, назначение которых либо изменить угловую скорость

вращения соответственно потребным оборотам несущего или рулевого винта, либо служить передаточным звеном в угловой передаче вращения.

Для передачи вращения к рулевому винту применяются редукторы угловой передачи, с помощью которых достигается изменение направления вращения и одновременно с этим — изменение угловой скорости вращения.

Изменение числа оборотов в передаче к рулевому винту необходимо потому, что рулевой винт вращается с гораздо большей угловой скоростью, чем несущий винт (примерно в 5—8 раз).

На вращение рулевого винта вертолета затрачивается примерно 6—8% полезной мощности двигателя, т. е. значительно меньше, чем берет на себя несущий винт; поэтому редукторы рулевой передачи по размерам всегда меньше главного редуктора, непосредственно передающего вращение от двигателя несущему винту.

Для обеспечения нормальной работы редукторов они хорошо смазываются, при этом масло является обычно и охлаждающей средой, для чего масляная система выполняется циркуляционной.

Муфта включения предназначена для плавного соединения двигателя с трансмиссией после его запуска. Для того чтобы это включение производилось возможно плавнее, в конструкции муфты предусматривается расчленение этого процесса на два этапа:

1) сцепление фрикционных дисков, когда в начале включения происходит проскальзывание дисков, и

2) жесткое сцепление кулачков, когда числа оборотов ведомого и ведущего элементов муфты уравниваются.

Управление муфтой включения осуществляется из кабины летчика посредством специального рычага или электромеханически. Во избежание резких включений несущего винта конструкции трансмиссии многих вертолетов имеют специальные центробежные автоматы, которые обеспечивают плавное включение после достижения двигателем определенного числа оборотов.

Муфта свободного хода. Назначение муфты свободного хода — автоматически (без вмешательства летчика) отключать трансмиссию и несущий винт от двигателя при отказе его в полете. Принципиально конструкция муфты свободного хода представляет собой обычный храповик.

Как только по какой-либо причине (поломка или заклинивание кривошипного механизма, отказ зажигания или неполадки в подаче горючего и др.) двигатель замедляет вращение, храповик выходит из зацепления и верхний кулачковый диск проскальзывает по нижнему, позволяя несущему винту вращаться на режиме самовращения.

Валы с шарнирными соединениями передают мощность от двигателя к несущему и рулевому винтам. При многовинтовой схеме (двух, трех и более) устанавливаются валы синхронной связи, обеспечивающие равенство числа оборотов всех несущих винтов. Это совершенно необходимо для сохранения равновесия вертолета в полете.

Конструкция вертолета (ферма, фюзеляж, хвостовая балка и др.) в полете испытывает упругие деформации (изгиб, растяжение), что вызывает некоторое смещение подшипников валов. Чтобы исключить влияние деформаций конструкции, валы состоят из нескольких частей и соединяются универсальными шарнирами (карданами) или гибкими муфтами.

Тормоз несущего винта. Назначение тормоза в трансмиссии — замедлить вращение несущего винта после выключения двигателя и застопорить несущий винт на стоянке вертолета.

Первое необходимо для того, чтобы сократить время, затрачиваемое на остановку несущего винта после окончания полета. Сто-порение несущего винта необходимо для того, чтобы при стоянке вертолета исключить вращение винта под воздействием ветра.

Основные требования, предъявляемые к трансмиссии вертолета. Материалами для изготовления трансмиссии вертолета (валы, редукторы, муфты, детали сочленений) служат специальные стали, обладающие высокой прочностью, особенно усталостной прочностью. Так же как и основные металлические детали несущего винта, детали трансмиссии подвергаются специальной термообработке. Поверхности зубьев шестерен редукторов имеют слой цементации и очень тщательно обрабатываются.

Часто применяются шестерни с косым зубом, обеспечивающим более плавное их зацепление.

С целью уменьшения нагрузки на валы, передающие большие мощности, степень редукции выбирают такой, чтобы валы вращались с большим числом оборотов.

Как известно, крутящий момент, передаваемый валом, выражается формулой

Из этой формулы видно, что при одной и той же мощности увеличение числа оборотов позволяет уменьшить передаваемый крутящий момент.

Большая скорость вращения вала требует хорошей смазки подшипников. Длинные валы часто имеют заделку подшипников на упругом основании, которым являются резиновые кольца или прокладки. При изготовлении деталей несущего винта и трансмиссии большое внимание уделяется обработке их поверхностей и приданию плавных переходов от одного сечения к другому. Небольшие риски на поверхности могут служить очагом последующего разрушения детали от усталости при концентрации напряжений. Поэтому в эксплуатации вертолета при осмотре трансмиссии, несущего винта или других частей конструкции в первую очередь необходимо следить за состоянием переходов сечений. Нужно всячески предохранять наиболее ответственные детали от рисок и забоин, которые могут быть нанесены во время их обслуживания.

Запуск двигателя и раскрутка трансмиссии требуют повышенной внимательности обслуживающего персонала, особенно зимой при низкой температуре. Резкое включение трансмиссии или чрезмерно высокий темп дачи газа вызывает большие инерционные нагрузки и, как следствие, динамические ударные напряжения в трансмиссии и в деталях несущего винта.

 

Назад ] Аэроклуб "ТвистЭйр" ] Вверх ] Вперед ] Авиамагазин      АВТОЖИРные страницы  НОВОСТИ

Пишите нам: jjhelicopters@mtu-net.ru
Copyright © 2000-2001 Mr.Twistair
Крайние изменения произведены: апреля 15, 2002

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.

 

Hosted by uCoz