Авиационные гарнитуры
Главная ] Вверх ] [ Авиационные гарнитуры ] Hearing Protection ] David Clark ] Flightcom ] Bose ] Цены ]

 

Что нужно знать об уровне шума (вкратце):

  • уровень шума измеряется в децибелах (дБ, dB), при этом шкала нелинейная. Что это значит? Увеличение шума на каждые 3 дБ означает увеличение его в три раза!
  • Уровень шума (это мы говорим о здоровье, а не о комфорте) следует рассматривать в сочетании с временем, в течение которого он воздействует на наши уши. Для справки: текущие стандарты здравоохранения на производстве допускают при 8-часовом рабочем дне максимум 85 дБ. При увеличении уровня шума безопасное время быстро сокращается: 2 часа при 91 дБ и всего 30 минут при 97 дБ
  • Следует избегать любого воздействия шумов, способного нанести вред организму: вред от воздействия шума является накопительным и постепенно наносит необратимый ущерб вашему слуху (и не только слуху!)
  • Не забывайте, что звуковое давление, производимое динамиками наушников, складывается с наружным шумом. Для того, чтобы человеческое ухо различало речь, ее громкость должна примерно на 10 дБ превышать уровень окружающего шума. В нашем случае: громкость динамиков гарнитуры должна на 10 дБ превышать паразитные шумы внутри наушников. Каким бы не был уровень шума внутри наушника, громкость динамика должна быть на 10 дБ выше. Мораль: чем лучше звукоизоляция наушника, тем меньшая требуется громкость для ясного восприятия радиообмена.

При подборе импортных гарнитур на отечественные воздушные суда обычно возникает вопрос о совместимости. Существуют основные стандарты:

  • Гражданский: 100-Омный микрофон с предусилителем ("угольного уровня"), 600-омные наушники и - обычно - два раздельных пальчиковых штеккера на микрофон и телефоны (диаметром 6 и 5 мм)
  • Британский военный: 150-Омный динамический микрофон, 150-Омные телефоны и один натовский английский (NATO UK military, цвета бронзы) пальчиковый штеккер
  • Американский военный: 5-Омный динамический микрофон, 9-Омные телефоны и один пальчиковый штеккер (Nexus NATO USA, цвета никеля)
  • Вертолетный, который должен иметь электретный микрофон как в гражданском стандарте, но часто встречаются динамические микрофоны или их гибриды

При попытке использовать несоответствующие гарнитуры возникают проблемы. Если штеккеры можно заменить, то с микрофонами и наушниками договориться сложнее. Гарнитуры военных стандартов можно обычно приспособить для работы с радио/СПУ гражданского стандарта, при этом потребуется дополнительный усилитель сигнала. Гарнитуры гражданского стандарта нельзя использовать на борту, имеющем оборудование военного стандарта, т.к. для гражданского динамического или электретного микрофона необходимо дополнительное питание, подаваемое через разъем от сети СПУ. В военном стандарте такое питание не предусмотрено.

Другой проблемой является совместимость самих гарнитур друг с другом. Если в один СПУ включаются две гарнитуры разных моделей (пусть даже одного стандарта), то одну из них можно не услышать. Это связано с различием в параметрах микрофонов гарнитур. Хорошие (и более дорогие) СПУ имеют раздельные регуляторы чувствительности микрофонов, более дешевые модели ограничиваются одним общим регулятором, который не решает проблему (если она есть) и настраивается по принципу "говорить будет главный". Наиболее радикальный способ избавиться от таких проблем - иметь на борту только однотипные гарнитуры.

Активное шумоподавление. Общий принцип его таков: в наушнике находится дополнительный миниатюрный микрофон, который принимает шумы, проникающие в наушник. Поскольку звук имеет волновую природу, то для подавления шума определенного спектра достаточно создать такой же шум с отрицательной амплитудой. Именно это и происходит при активном шумоподавлении. Если вы внимательно читали эту статью, то уже понимаете, что активное шумоподавление - палка о двух концах: оно увеличивает разницу в уровне внешнего шума и сигнала из наушника, но делает это за счет увеличения общего уровня шума. В целом же эта процедура все же дает положительный результат, т.к. необходимый для четкого восприятия уровень сигнала из наушника снижается. Главные недостатки: высокая цена и необходимость в дополнительном питании для работы схемы шумоподавления. Это питание бывает двух видов: носимое и встроенное. Первое означает, что кроме гарнитур на себе придется носить сам блок шумоподавления и контейнер с батарейками. Во втором случае на себе носится только блок, а питание по дополнительному шнуру снимается из приборной панели. Естественно, при включении таких гарнитур на борту, не имеющем дополнительного питания для ваших гарнитур, они превращаются в обычные пассивные.

Стоит ли покупать такие гарнитуры? Решать вам, только не полагайтесь на свой слух при выборе - обманетесь, человеческое ухо не может определить "насколько громче", даже не всегда может правильно определить "громче" или "тише" - это зависит в том числе и от спектра звука. Почитайте аннотации, которые обычно достаточно правдивы. При этом нужно иметь в виду, что не стоит покупать активные гарнитуры, если, например, их пассивное подавление составляет 10 дБ, и еще 10 дБ - активное. Гораздо дешевле и удобнее купить гарнитуры с пассивным подавлением 20 дБ. Важен конечный результат.

Это еще не все про активное шумоподавление. Есть еще подавление шумов на микрофоне, что тоже важно, т.к. для микрофона важно отношение воспринимаемого им вашего голоса к шумам окружающей среды. Здесь тоже есть системы активного улучшения этого показателя, и они тоже стоят денег.

В результате можно всю статью свести к общему знаменателю: чем лучше гарнитуры, тем выше безопасность полетов и вашего здоровья. Поэтому покупайте то, что в состоянии купить. Тут есть еще один экономический момент: дорогие гарнитуры хороших фирм дольше служат и имеют, как правило, больший срок гарантии. David Clark с гарантией 5 лет наверняка прослужит дольше, чем дешевые тайваньские гарнитуры. Поэтому не существует вторичного рынка дешевых гарнитур. Подержанные гарнитуры можно продать только если они - хорошей марки!

Ну и напоследок: есть ведь еще летные шлемы. Они тоже имеют свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • Хороший шлем снижает уровень общего воздействия шума и незаметных уху вибраций. Поэтому вертолетчикам, летающим более 100 часов в год рекомендуют (а в некоторых странах и ведомствах - приказывают) летать в шлемах
  • Шлем несет еще и защитные функции. Многих жертв могло бы не быть, если бы их голову вовремя прикрыл летный шлем.
  • Шлем может иметь солнцезащитные стекла
  • Летчик в шлеме выглядит круче J

Минусы:

  • Стоимость шлема значительно выше
  • Шлем не годится для сложного пилотажа (если только этого не требует данный тип самолета, например, пилотажники с катапультным креслом)- голова отвалится
  • Его не очень удобно носить с собой
  • В барах над летчиками со шлемами под мышкой почему-то смеются те, кто не носит шлемы (а их почему-то гораздо больше)

Свяжитесь с нами - и мы поможем сделать правильный выбор. И не только гарнитур.

 

Авиационные страницы Мистера Твистера   Авиамагазин На страницы автожиров   Новости

Назад на АВТОЖИРные страницы Мистера Твистера

По всем вопросам пишите jjhelicopters@mtu-net.ru

или звоните 8-916-3717278

Удачи - в воздухе и на земле!


Rambler's Top100 Service АвиаТОП Экстремальный портал VVV.RU  

Hosted by uCoz