Hearing Protection
Главная ] Вверх ] Авиационные гарнитуры ] [ Hearing Protection ] David Clark ] Flightcom ] Bose ] Цены ]

 

По материалам компании

Автор источника: Dr. Al Parmet. Оригинал был напечатан в журнале Flight Training Magazine на стр.54 в сентябрьском номере за 1998 г. Сильно авторизованный перевод: Mr.TwistAir 2001 г.

Защита слуха в авиации 

Чувствительность человеческого уха позволяет нам различать звуки в диапазоне частот от 16 до 20,000 Герц. В животном имре это не очень широкий спектр, но для общения между собой нам этого более, чем достаточно. Весь спектр человеческого голоса умещается в диапазоне от 250 до 2,000 Герц. Однако, поскольку слух является важным  инструментом обеспечения безопасности (одним из них), а не только средством общения, он должен позволять нам различать гораздо больше звуков, чем только человеческий голос.


В сравнении с человеческой речью, авиационные шумы отличаются как интенсивностью, так и спектром. От басистого уханья колес по бетонке до пронзительного воя турбин - и весь этот оркестр несет нам важную информацию и одновременно мешает слушать эфир.  Способность определять направление на источник звука также чрезвычайно важна для нас. Однако высокий уровень многих авиационных шумов не столько приносит информацию, сколько вредит здоровью. Чрезмерная сила звука может необратимо повредить чувствительные нервные окончания во внутреннем ухе. Этот небольшой орган, называемый также  улиткой (cochlea) за свою форму. Скрытый в глубине скулы в конце слухового канала, он принимает звуковые колебания, усиленные в 30 раз барабанными перепонками. В среднем ухе три небольших молоточка передают звуковое колебание на улитку и покрывающие ее нервные окончания в виде волосков. Если сила звука слишком велика, эти волоски могут сломаться. Они не отрастают, поэтому потеря части волосков означает частичную потерю слуха. Помните знаменитое "нервные клетки не восстанавливаются"? Это и об этих волосках тоже.

Каков же безопасный порог силы звука? Большинство специалистов сходятся на цифре 90 дБ. Это величина, которую ухо человека может воспринимать без ущерба для себя. Это примерно такой шум, при котором приходится громко кричать, чтобы понять друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Сила звука измеряется децибелами, названными в честь Александра Белла, известного у нас как изобретателя телефона. Децибелы имеют логарифмическую шкалу, т.е. "в два раза больше децибел" вовсе не значит "в два раза громче". Повышение уровня шума на 3 дБ фактически означает "в два раза громче". Это важно.

Для примера: нормальная человеческая речь в среднем имеет громкость 60 дБ, тихий шепот - 40 дБ. Человеческое ухо редко различает звуки ниже 10...20 дБ. Для ясного различения речи, она должна на 10 дБ быть выше суммарного уровня остального шума.


Простейшим способом защиты ушей являются беруши - ватные или поролоновые затычки, вставляемые в уши. Они просты, эффективны и почти ничего не стоят, снижая уровень шума на 15-20 дБ. Многие находят их удобными и, заботясь о своем здоровье, надевают даже при езде по оживленным улицам города или перед разговором с тещей.

Беруши вовсе не лишать вас возможности слышать человеческую речь, поскольку ухо более чувствительно именно к спектру голоса человека.

Более серьезная защита слуха - шумопонижающие гарнитуры. Они пассивно ограждают ушную полость от окружающих шумов. Качество такой защиты зависит в том числе и от плотности прилегания наушника к голове, т.е. отсутствия щелей между пространством под наушником и наружным воздухом. Производители гарнитур используют для достижения лучшего эффекта толстые прокладки ("подушки") между головой и чашкой наушника. Эти подушки состоят из мягкого поролона, геля или их комбинаций. Качественные подушки обеспечивают отсутствие щелей даже при надетых на уши очках. При этом общий уровень шума снижается при пассивной защите на 20...25 дБ

Гарнитуры дают еще одно преимущество: в чашках наушников размещены динамики, а на штанге крепится микрофон, и ваши руки освобождаются для более важных дел в полете.

Новое слово в защите слуха - активное шумоподавление (Active Noise Reduction, ANR), более дорогое, но и более эффективное удовольствие. Такие наушники не только максимально  используют пассивные способы защиты от шумов. Встроенный в каждую чашку наушника микрофон анализирует спектр шумов под чашкой, после чего дополнительный блок создает такие же шумы, но в противофазе, и посылает их в наушник.  Это не просто "белый шум" вроде того, что идет из телевизора при отсутствии сигнала, а точное воспроизведение паразитных шумов по спектру и интенсивности, только с отрицательной амплитудой. Такой сигнал еще называют "деструктивной интерференцией".

Чтобы было легче представить себе процесс активного шумоподавления, вообразите две руки, создающие волны в бассейне. Там, где волны от рук сходятся, они либо становятся больше, либо исчезают совсем - там, где сходящиеся волны имеют противоположные амплитуды, гасящие друг друга. При активном шумоподавлении этот процесс управляется микропроцессором и дает отличный результат.

Независимо от того, какие гарнитуры вы выбрали, важно одно: пользоваться ими в полете нужно всегда. Некоторые летательные аппараты кажутся тихими, но их шумы могут быть плохоразличимы, что не делает их менее опасными - помните, что урон от шума накапливается, как радиация, и невосполним. Поскольку при сотворении мира слух распределялся "по одному в одни руки", то вывод простой и знакомый: надо предохраняться!

Dr. Parmet can be reached via email at: aparmet@kc.rr.com

 
 

Авиационные страницы Мистера Твистера   Авиамагазин На страницы автожиров   Новости

Copyright (C) Mr.TwistAir 2001 e-mail тлф 8-916-3717278 или (095)-3050797 (Москва)

Rambler's Top100 Service Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего 
            и хитов в среднем за день.  

Hosted by uCoz