История вопроса
|
История вопроса В 2003 году в знойном небе Аризонщины появился новый предмет необычной конфигурации, которую на самом деле давно ждали. Последние несколько лет самый массовый автожир с закрытой кабиной - канадский RAF2000 - и его производитель - одноименная фирма - переживают огромное и заслуженное давление критики. Несколько катастроф, все как одна связанные с РРО (силовым кувырком), так и не заставили фирму всерьез задуматься над изменением конструкции аппарата. Собственно, задумываться, скорее всего, просто некому. После гибели во время рекламных съемок конструктора автожира RAF2000 Дэна Хазелоха, атмосфера на фирме РАФ сильно испортилась, а технически грамотного персонала не осталось вовсе. Недостаточную продольную устойчивость аппарата, которую фирма упорно не желала признавать, каждый владелец решал по-своему. В США, Канаде и Австралии появились несколько моделей стабилизаторов, специально разработанных для РАФ2000, но претензии к киту RAF-2000 остались. Даже опытные пилоты признают, что машина довольно строга в управлении. Но большинство опытных пилотов считают, что без горизонтального стабилизатора машина просто опасна. Между тем, холодно бывает не только в Сибири, поэтому кабинный автожир всегда интересовал потенциальных заказчиков. Однако достойной альтернативы РАФу не было: южноафриканская Sycamore отпугивала ценой, а итальянский Magni M20 все еще доводится до ума и Витторио Магни не называет даже примерных сроков начала продаж этого красивого аппарата. Автожиры с кабиной строят также в Австралии, Чехии и Франции, но предлагать их вашему вниманию мы пока не можем, т.к. построены они в единичных экземплярах и слишком мало информации об опыте эксплуатации этих аппаратов. Так и приходилось жителям Аляски и остальных регионов с прохладным климатом скрепя сердце пополнять карман Дона Лефлера (глава фирмы РАФ). В 2003 году нарыв лопнул. Ведущий специалист фирмы Groen Brothers (известной своими многолетними попытками запустить в производство многоместные автожиры Hawk) Джим Мейфилд (Jim Mayfield) - опытный конструктор и пилот - при помощи товарищей по Groens разработали комплект для модификации РАФ-2000 в автожир с высокорасположенным центром тяжести. James P. Mayfield III. Джеймс П. Мейфилд-третий, как звучит полное имя, - один из немногих американских пилотов, имеющих квалификацию пилота-экзаменатора по автожирам Федеральной Авиационной Администрации США. Его общий налет составляет более 13 000 часов, из них более 3500 - на автожирах. Пилотов АЖ с таким налетом на земле не так уж много. Кроме этого, Джим - обладатель двух высших образований и отставной офицер морской пехоты.
Идея вызвала бурю восторга среди владельцев РАФ-2000, которые дружно выстроились в очередь к Мейфилду, чтобы сделать из "пасхального яйца" нормально летающий аппарат. Первоначально Мейфилд и основанная им как филиал Groens фирма American Autogyro Inc. (AAI) не планировали идти дальше, но - все сложилось само собой. Через некоторое время было объявлено о запуске в производство автожира SparrowHawk. Чтобы проверить свои идеи, в AAI сначала взяли стандартный РАФ-2000 и изменили в нем то, что не устраивало почти всех. Чтобы поднять ЦТ аппарата, его установили на высокие шасси и опустили хвостовую балку. Это позволило развернуть вверх ногами редуктор, чтобы опустить ось маршевого винта на уровень ЦТ аппарата. Машина выглядит необычно, но ее летные качества сразу оценили те, кто первыми переделали имеющиеся у них РАФы. В дополнение к сказанному, AAI стали использовать вместо 30-футового ротора РАФ ротор такого же диаметра Джима Веника (SportCopter), а вместо РАФовской втулки ротора с одним главным подшипником поставили втулку с двумя. Новая конфигурация позволила установить на аппарат эффективное цельноповоротное хвостовое оперение. Так выглядел первый аппарат перед перестройкой. И вот что из этого получилось в результате Весной 2003 года аппарат прошел летные испытания, которые не преподнесли никаких сюрпризов. Первый прототип во время испытательных полетов. За первый год работы число доработанных в Аризоне РАФов перевалило за 50 машин. Стоимость комплекта для модификации сейчас составляет чуть больше 5000 долларов, еще столько же владельцы РАФов платят, если модификации выполняются прямо на фирме. Мастерская AAI в городке Buckeye, штат Аризона и первая продукция новой компании Мейфилд и его коллеги известны в авиационных кругах как настоящие профи с хорошей головой и умелыми руками. Не обманывая себя пустыми надеждами на сотрудничество с Доном Лефлером, они сразу прицелились на выпуск собственного кита двухместного автожира, получившего название SparrowHawk (это по нашему - ястреб-перепелятник). Весь нынешний год велась исключительно активная работа по подготовке кита к выпуску, а клиентам предлагали пока приобретать модернизированный кит РАФ-2000 со всеми доработками Мейфилда. Однако с октября 2003 года AAI уже принимает заказы на собственный кит. Первая модель "Чижика" так же, как и РАФ, была оснащена инжекторным двигателем Субару EJ22 мощностью 148 л.с. и имела полностью закрытую (но на 120 мм шире, чем у РАФа или Цессны!) двухместную кабину с предусмотренными дверьми и обогревом. Вторая модель получила более мощный двигатель Subaru EJ-25 мощностью 160 л.с. Интегральные топливные баки общим объемом 80 литров позволяют комфортно перемещаться в пространстве с крейсерской скоростью 125-130 км/час в течение трех с половиной часов. Высокорасположенный ЦТ, эффективное хвостовое оперение и ротор SportCopter делают путешествие более, чем приятным - это отмечают все, кто уже имеет возможность сравнивать. Машина более устойчива по курсу и тангажу, меньше реагирует на турбулентность. Ротор Джима Веника заметно снизил вибрации на разных полетных режимах, что особенно приятно на большой скорости. В отличие от RAF2000 новый аппарат имеет амортизированное шасси, что вместе с увеличенным углом отклонения ротора назад позволит эксплуатировать SparrowHawk с грунта - несбыточная мечта РАФовладельцев. За все это удовольствие в Аризоне требуется заплатить около 40 000 американских рублей. Кит РАФ-2000 в Канаде стоит заметно меньше, но американцы свой выбор, похоже, уже сделали - очередь за китами "Чижиков" превышает возможности фирмы и ждать своего заказа приходится около трехмесяцев (что, впрочем, не такой уж большой срок в мире авиации). В конце 2003 года Твистер-клуб получил предложение представлять новый аппарат в России и СНГ. Честно говоря, мы не сразу приняли это безусловно интересное предложение - сначала хотелось получить подтверждение от пилотов, что SparrowHawk - это действительно хорошо. Но ждать таких подтверждений пришлось недолго и еще до начала 2004 года дилерский договор был заключен, а заказы на первые киты для России были оформлены. В России аппарат получил официальное название Spinus, а между собой мы стали любовно называть его "Чижик", что, собственно, одно и то же (Spinus - это "чиж" по-латыни). Первый собранный в России Spinus поднялся в небо 21 сентября 2004 года. К середине ноября мы уже вполне освоились с аппаратом, который, надо сказать, своим поведением превзошел наши ожидания. Устойчивая и приятно управляемая машина понравилась не только нам, но и всем тем, кто к этому времени уже имел опыт полетов на других автожирах. За первый год автожиры, собранные Твистер-клубом, налетали несколько сотен часов в самых разных условиях и - приятно! - ни в чем нас не разочаровали. Понятное и комфортное поведение "Чижика" наверняка быстро оценят те, кто хочет получать от полетов настоящее удовольствие. Технические подробности Варианты комплектации Наш первый Новости Попробовать Видео и фото
Автожирные страницы Мистера Твистера в Интернет e-mail Телефон: 916-3717278 (мобил)
|
Автожирные страницы Мистера Твистера в Интернет e-mail Страница обновлялась: 02.12.2005 При использовании материалов нашего сайта ссылка обязательна! Тел. для справок 095-3014798 и 916-3717278
|