Владлен Цейтлин. Так было и будет!!!
(Когда автожиры просятся в небо)
А было это и давно и недавно. Как на это посмотреть. Недавно, т.к это было в конце 60-х. А давно, т.к это было тогда, когда мне было всего немногим за тридцать и я оказался в положении студента Рижского Краснознаменного института инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола. В те годы институт только набирал свою известность, хотя обладал солидной историей и научной базой, как авиационное высшее военное учебное заведение с 1919 года
Я оказался в качестве студента, имея за плечами около десяти лет полетов на самолетах и вертолетах на Крайнем севере, т.е. я себя уже мог считать достаточно опытным и знающим авиатором. В СКБ (студенческом конструкторском бюро), где собирался самый увлеченный авиацией народ, а я пытался осуществить свою идею проектирования легкого гидросамолета, вдруг появился довольно настырный парень, чуть ли не первокурсник и стал нам, старшекурсникам говорить о каком-то непонятном летательном аппарате по
имени "автожир". Молодость "козерога" (так называли младшекурсников), его настырность и наше зазнайство вызывали к нему антипатию. А он довольно быстро собрал группу единомышленников, привлек на свою сторону нашего "главного теоретика и авторитета в малой авиации " - преподавателя Доната Павловича Осокина Они захватили угол в СКБ и начали творить на чертежных досках что-то напоминающее вертолет. Мы впервые услышали имя знаменитого испанца Де-Сиерва, услышали много нового о аэродинамике этого аппарата, о его безопасности, говорили, что любой человек без подготовки
может сесть на него и полететь и т.п.
Что поражало в "козероге" это его самоуверенность, он знал и аэродинамику, и материаловедение, причем, не как мы - теорию, а практику. Он мог проникнуть в учебные мастерские и сам сделать любой узел, сделать его термообработку. Звали парня Валентин Устинов, он был переполнен энергией, и это привлекало к нему людей младше его и старше его. Несколько позднее он организовал группу энтузиастов на Рижском заводе "Сельхозмашин"
Прошло, очевидно, около года и на задворках института появился первый ротошют, послед овал этап исследований, замер числа оборотов, скоростей, для чего его устанавливали на грузовую машину и гоняли по аэродрому, меняли крутку несущего винта и еще что-то. Я лично относился к ним с недоверием. И потому на первые летные испытания не попал. А дело было так: вывезли аппарат на аэродром. Прицепили к автомашине, за управление сел Донат Павлович Осокин и попробовал взлететь, пролетел несколько десятков метров и, видимо, создал крен и коснулся лопастью земли. На пилоте был надет мотоциклетный шлем и это было большой удачей. Первый опыт оказался первым большим уроком. В авиации о 100-процентной безопасности говорить нельзя.
А назавтра, пока Донат Павлович пребывал в некоторой растерянности по поводу неоправдавшейся устойчивости автожира, Устинов уже начал строить новый экземпляр. По моему он был даже немного "рад", т.к. у него
возникло множество новых идей, которые родились во время постройки разбитого экземпляра. Вокруг происшествия, конечно, было много разговоров, предположений. Для меня был один неразрешимый вопрос: автожир-это вертолет или что-то абсолютно новое? Конечно, наличие несущего винта уверяло меня, что это вертолет, и так как в нашей среде я был единственный вертолетчик, то постепенно все привыкали к мысли, что мне можно доверить следующий полет.
Вера Устинова, Осокина и всей их группы сторонников сделали и меня верующим. Я уже присматривался к их делам, а группа разрасталась, появились дипломник и, которые защищали каждый свою разновидность автожира, с толкающим винтом и тянущим, с кабиной и без, уже появилась группа, форсирующая мотоциклетный двигатель.
И вот появился уже новый экземпляр, причем была использована
часть вертолетного винта с небольшой круткой (это позволило упростить самую трудоемкую работу изготовление несущего винта), для его реализации Устинов создал регулируемую втулку, позволяющую регулировать угол установки лопастей.
И настал день, когда мы выехали на аэродром, прицепили к автомашине и сделали несколько попыток взлететь. Удалось не сразу. То не раскручивался несущий винт, то он начинал бить по хвостовому оперению. Хвостовое оперение тут же отпилили простой ножовкой. Попробовал и перед взлетом предварительно раскручивать несущий винт, и где-то уловили необходимый момент, небольшой разбег и ... автожир повис в воздухе. Сразу же обнаружилось его полное сходство с управлением самолетом, а не вертолетом. Он плотно сидел в воздухе, управлялся в основном ручкой и почти не реагировал на руль управления. Радости всех участников не было предела, но особая радость была у Валентина Устинова, Его детище полетело! Уже не помню, в тот день или в другой, испытания были продолжены. Обнаружилось, что автожир очень реагировал на боковой ветер, входил в земной
резонанс, приходилось прерывать разбег и начинать его заново.
Но главное было достигнуто мы на верном пути. Мы поверили, что многое, о чем говорили, сбылось и еще сбудется. Чтобы не быть привязанными к аэродромам, что бы не просить разрешения на полеты, решили перейти на водный вариант и поставить автожир на поплавки. Здесь нас тоже ждало много неизвестного и неожиданного. Плоские поплавки вызывали увеличение площади смачиваемости и соответственно, не отпускали автожир в воздух. Решили форму поплавков появилось препятствие в виде их длины. Оказалось, что укороченная длина вызывала их зарывание на развороте или при небольшой волне. Было несколько курьезных случаев с переворотом и вылавливанием пилота и автожира. В балтийском холодном море эти купания были не особенно приятны, но охладить наш энтузиазм и пыл Вали Устинова они не могли. Именно тогда появилась карикатура плавающего в перевернутом состоянии автожира с припиской из несуществующего "Руководства по полетам на автожирах". При разворотах во время буксировки автожир стремится к состоянию устойчивого равновесия " Удалось облетать и гидровариант, одновременно шло их совершенствование
как конструктивное, так и технологическое. Потом в течение нескольких лет было построено и испытано порядка восьми автожиров как на сухопутном, так и на водном шасси. Мы стали лауреатами ВДНХ Латвии и СССР, получали премии на различных студенческих конкурсах. О нас много писали в газетах, журналах в Польше, Германии, Англии, в других странах. Нам стали писать письма энтузиасты, людей привлекала кажущаяся простота изготовления, необычность и еще что-то.
Казалось, что это мы изобрели автожир, что до нас их не было. Это было, как часто бывало до нас в технике, что новое - это давно забытое старое, но на новом уровне. Так, наверное, будет еще неоднократно.
А Валю Устинова заметил Генеральный конструктор вертолетов Камов и пригласил на работу в свое КБ, обещал, что будет строить большие автожиры. И Валя помчался за своей мечтой. Устроился он в Подмосковье и два часа ехал на работу и два часа с работы, но был рад и энергичен.
В Риге же не нашлось замены для Устинова, осталось недоконченной целая серия новеньких поплавков для будущей целой эскадрилий автожиров и множество творческих планов. Правда, несколько энтузиастов заканчивали проект автожира под оригинальный двигатель Маккалыч на 70 л.с., добытый Валентином где-то в недрах Министерства авиационной промышленности. Это был не автожир, а игрушка: красивый, легкий, прочный, с оригинальнейшей системой амортизации, со всеми наработками автожирной группы Валентина Устинова.
К сожалению, это была практически последняя точка в короткой, но яркой истории всплеска автожиров в СССР. Должен сознаться, что я оказался в начале этой истории и в конце Так случилось, что меня опять позвали на испытания этого экземпляра, и я не смог поправить создателей этого автожира и согласился на его испытания на песчаном берегу моря казалось бы очень ровном и плотном. Как всегда оказалось одно место с рыхлым песком и именно туда попало переднее колесо автожира. Мы не вызвали из Москвы главного конструктора Валентина Устинова, мы взяли все на себя и кончилось это плохо. Сил восстановить и начать все сначала ни у кого не было, не было главного двигателя - Вали Устинова.
Владлен Цейтлин, профессор, доктор экономики Института транспорта и связи, Рига
Послесловие. Сегодня оглядываясь назад видишь роковое совпадение обстоятельств. В деле развития в тот момент автожиров в малой авиации роковую роль сыграло появление дельтаплановэ еще более дешевых и простых летательных аппаратов. В тяжелой авиации наша страна опять опоздала с внедрением более дешевых, чем вертолеты летательных аппаратов. Для авиации страны и для Валентина Устинова, как пионера развития автожиров, роковым была кончина Николая Ильича Камова, генерального конструктора вертолетов планах которого было создание большегрузных автожиров.
Но сегодня снова в печати все чаще появляются фотографии автожиров. И если история развивается по спирали, то мы еще увидим в небе автожиры. И среди них автожир Валентина Устинова, человека с горячим сердцем и творческой жилкой. Пусть сопутствует удача всем энтузиастам.