Несмотря на то, что доктор Бенсен покинул СССР давным-давно, автожирами серьезно занимались в стране не только в 30-е годы. Мы будем постепенно знакомить читателей с историей, а пока начнем с Риги. В конце 60-х годов в Риге появилась группа, проделавшая весьма серьезную по тем временам работу. Лидер этой группы Валентин Леонидович Устинов сейчас живет в Москве и, после 30-летнего перерыва, снова собирается всерьез заняться автожирами. Не вдаваясь в лирику приведем отрывок из книги

"Краткий очерк развития авиационной науки в Латвийской ССР", выпущенной в 1989 г. к 70-летию знаменитого Рижского института инженеров гражданской авиации (РКИИГА):

 

"Раздел XIII. Летательные аппараты, построенные в студенческом конструкторском бюро и на кафедрах РКИИГА.

 

Автожиры

 

В конце 1966 года группа студентов Рижского Краснознаменного института инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола, возглавляемая студентом третьего курса механического факультета В. Л. Устиновым, приступила к разработке проекта легкого одноместного автожира с мотоциклетным двигателем М-61. Под руководством преподавателя кафедры конструкции и прочности летательных аппаратов института Д. П. Осокина были отработаны методики весового, аэродинамического и прочностных расчетов, выбрана схема автожира и определены его основные параметры и размеры. Одновременно велись работы по форсированию двигателя М-61 с целью увеличения его мощности до требуемой величины — 45—50 л. с. К июлю 1967 года все основные расчеты были закончены, и началось изготовление деталей и узлов конструкции. В создании проекта и постройке автожира активно участвовали Д. Осокин, студенты В. Устинов, В. Капустин, В, Савельев, О. Гарбаренко, Е. Махоткин, В. Жук и Ю. Дунаевский.

В сентябре 1967 года автожир был собран и в честь приближающегося юбилея — 50-летия Ленинского комсомола получил наименование “Рига-50”. Наземные испытания, в том числе и испытания автожира, закрепленного в кузове автомашины ГАЗ-51, движущейся со скоростью 55—60 км/ч, подтвердили правильность проведенных расчетов. Ротор хорошо “забирал ветер” и быстро выходил на рабочие обороты. Вибрации конструкции не наблюдались, эффективность управления была вполне достаточной.

По решению ректора РКИИГА автожир “Рига-50” с работающим двигателем, установленный на автомашине, был показан на праздничных демонстрациях трудящихся г. Риги в ноябре 1967 г. и в мае 1968 года.

Летом 1968 года испытания были продолжены на аэродроме. Из-за сомнений в надежности работы форсированного двигателя было решено проводить на буксире за автомашиной. 26 августа 1968 года автожир, пилотируемый Д. Осокиным, выполнил первый полет, пролетев около 200 м на высоте 2—3 м, но при “вынужденной” посадке, вызванной торможением буксировщика, скапотировал и был существенно поврежден. При постройке второго экземпляра автожира его параметры были приняты такими же, как и у первой машины. Изменения конструкции в основном были направлены на упрощение технологии изготовления (например, замена клепаной балки фюзеляжа сварной фермой), улучшение внешнего вида и условий работы пилота (полузакрытая кабина с ветровым стеклом). При постройке этого улучшенного варианта, получившего обозначение “Рига-50М”, коллектив энтузиастов-автожиростроителей вырос количественно и качественно. Окончил институт и стал инженером В. Устинов, в работе группы, кроме ее первоначального состава, стали участвовать инженеры В. Литанский В. Пришлюк, студенты Р. Лукашун, С. Данилин, В. Аксют-ченко, В. Поздняков, О. Воробьев, И. Чуркин, А. Стефанский.

Автожир “Рига-50М”, законченный постройкой весной 1969 года, был удостоен 1-го места на выставке-конкурсе студенческих работ вузов Латвийской ССР, проводившейся под лозунгом: “Ленинскому юбилею — мастерство и поиск молодых”. Затянувшаяся отладка двигателя не позволила довести эту машину до стадии летного эксперимента, и работы по моторным автожирам были временно отложены.

На очередном этапе основной упор был сделан на создание серии безмоторных спортивных “ротошютов” — буксируемых автожиров-планеров. Кроме студентов РКИИГА, В. Устинов заинтересовал этим перспективным видом спорта комсомольцев завода “Ригасельмаш” Ю. Безматного, И. Калашникова, В. Воронова, Л, Коротуна, В. Белоуска, и часть дальнейших работ стала выполняться на этом предприятии. Летом 1970 года начались наземные испытания головной машины безмоторной серии — автожира “Чайка-1”, а 15 августа 1970 года преподаватель РКИИГА инженер В. 3. Цейтлин, имеющий большой опыт полетов на различных типах самолетов и вертолетов, поднял “Чайку” в воздух. До конца “летного сезона” 1970 года было выполнено 5 полетов с целью проверки поведения машины в воздухе, определения эффективности управления и поиска оптимальных режимов буксирного полета.

Определенные организационные трудности и ограничения, слизанные с проведением полетов на территории действующего аэродрома, привели к решению использовать для этой цели многочисленные озера и реки, которыми так богата Латвийской ССР В августе 1971 года, месяце, ставшем уже традиционным для про ведения первых полетов машин, созданных коллективом энтузиастов-автожиростроителей города Риги, В. 3. Цейтлин легко под нял в воздух автожир “Рига АС-2”, буксируемый быстроходным катером. В один из последовавших дней была достигнута высота полета 15-20 м. Автожир, по отзыву пилота, имел хорошую устойчивость — “плотно сидел в воздухе” — и оказался несложным в управлении. При проведении испытаний и доводке автожира “Рига АС-2” в состав коллектива вошли инженеры Р. В. Щавинский В. П. Лабендик, студенты В. Шабанов, С. Сапелкин, В. Голышев, Н. Фролов, А. Алейников, В. Ягнюк.

Кроме создания конструкций легких и буксируемых автожиров, в СКБ в период 1967—1971 гг. проводились перспективные эскизные проработки многоцелевых автожиров с различными типами поршневых и газотурбинных двигателей, пригодных для использования в народном хозяйстве. На основе этих работ студентами В. Устиновым, Е. Махоткиным, В. Литанским, В. Савельевым и В. Капустиным были выполнены и успешно защищены в РКИИГА дипломные проекты.

Весной 1971 года возобновились работы по легкому многоцелевому автожиру. В конструкции этой новой машины, получившей обозначение “Рига-72”, было применено много решений, направленных на максимальное приближение технологии изготовления к условиям серийного производства. В частности, основные силовые элементы — килевая балка и пилон — были выполнены из дюралевых труб большого диаметра, широко использовались детали и узлы, которые могли изготавливаться штамповкой, многодетальное стержневое шасси заменила упругая рессора, выклеенная из стеклопластика.

Существенное улучшение летных характеристик было достигнуто применением мощного четырехцилиндрового двухтактного
двигателя.

В проектировании и постройке автожира “Рига-72” активно участвовали: инженер В. Устинов, ст. преподаватель Д. Осокин, студенты В. Капустин, О. Гарбаренко. Испытания проводил В. 3. Цейтлин.

Осенью 1972 года автожир демонстрировался на 4-й центральной выставке-смотре НТТМ в Москве и получил высокую оценку специалистов. Авторы разработки были награждены дипломами лауреатов НТТМ и медалями ВДНХ."

На снимке: Валентин Устинов в те годы. Надеемся, в ближайшее время мы снова увидим его в кресле автожира.

 

Примечание: автожир "Рига-72" в 1973 г. был доработан и испытан на Рижском взморье. Его судьба была такой же, как и "Риги-50" ( - В.Устинов)

 Из фотоальбома В.Устинова: Рижские автожиры

Рига-50   Рига-50М   Рига АС-2   Чайка-1   Рига-72   Проекты

 

Все рекорды легких автожиров
Дальность по прямой - 874.3 км (543 мили)
Продолжительность полета - 6 часов 25 минут
Скорость на дистанции более 15 км (9.3 мили) - 189.6 км/час (117.7mph)
Средняя скорость на замкнутом маршруте длиной свыше 100 км (62 miles) 190.4 km/hr (118mph)
Скорость на дистанции более 3 км (1.9 мили) - 193.6 км/час (120mph)
Средняя скорость на замкнутом маршруте длиной свыше 1000 км (621 миля) - 130.8 км/час (81 mph)
Средняя скорость на замкнутом маршруте длиной свыше 500 км (311 миль) - 134.0 км/час (83 mph)
Полет без посадки по замкнутому маршруту - 1002.8 км (623 мили)
Набор высоты 3000 метров - 7 минут 20 секунд

Все эти (официальные!) рекорды принадлежат на сегодняшний день одному человеку - англичанину сэру Кеннету Уоллису. Любители Джемса Бонда наверняка помнят его автожир "Little Nellie", воевавший в фильме "Живешь только дважды" с четырьмя вертолетами "Хьюз".

И только один рекорд принадлежит (пока, надеемся) другому человеку.

17 апреля 1998 г. американец Билл Клем на одноместном АЖ "Доминатор" набрал высоту 7,143

метра (23,434 фута)

 

 

 

 

Авиамагазин      АВТОЖИРные страницы  НОВОСТИ

Пишите нам: jjhelicopters@mtu-net.ru
Copyright © 2000-2001 Mr.Twistair
Крайние изменения произведены: марта 25, 2002

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.

 

Hosted by uCoz