Глава III - 4
|
РАЗВИТИЕ АВТОЖИРА В СССР Первый автожир у нас был построен в 1929 г. Он был сконструирован инженерами Камовым и Скржинским, а средства на его постройку были отпущены ЦС Осоавиахима. Этот автожир, названный конструкторами “вертолетом”, изображен на фиг. 8 8.
По своей конструктивной схеме первый советский автожир был подобен автожиру Сиерва С-8. Для него тоже был взят фюзеляж самолета “Авро”, но мотор был поставлен более мощный — 230 л. с. Летные испытания этого автожира происходили в Москве в 1930 г. Максимальная скорость его оказалась 110 км/час, минимальная — 35 км/час. При сравнительно большой мощности мотора скорость была, как видим, небольшая. Но самым большим недостатком было то, что автожир плохо шел на высоту: его потолок был всего лишь 450 м. Много было в нем и конструктивных недостатков.
Фиг. 90. Автожир 2-ЭА (вид сбоку) Попутно с постройкой этого автожира велась работа по проектированию автожира в Центральном аэро-гидродинамическом институте (ЦАГИ). Было предпринято проектирование автожира 2-ЭА. В качестве образца был взят автожир С-19 Мк III, с которым читатель уже хорошо знаком. Автожир 2-ЭА был построен в 1931 г. Это был двухместный аппарат (фиг. 89 и 90) с мотором 230 л. с. Четырехлопастный ротор имел в диаметре 12 м. Особенностью этой машины, как и его прототипа С-19 Мк III, было специальное устройство для аэродинамического запуска ротора; сущность этого запуска заключалась, как читатель знает, в том, что при помощи особой Фиг. 91. Советский автожир 4-А ЦАГИ (1932 г.) Фиг. 92. Автожир 4-А (вид сбоку) формы хвостового оперения и особого его положения можно было воздушный поток от пропеллера отклонять на лопасти ротора. Испытания автожира 2-ЭА происходили в том же 1931 г. Максимальная скорость этого экспериментального автожира оказалась равной 160 км/час, минимальная — 50 км/час и потолок — 4500 м, разбег перед взлетом не превышал 50 — 60 м, а пробег после посадки — 8 м. Эти данные были уже неплохи. В 4932 г. ЦАРИ выпустил второй автожир — 4-А (фиг. 91 и 92). Это была тоже двухместная машина, снабженная советским мотором М-26, мощностью в 300 л. с. Диаметр ротора был 13 м, размах неподвижного крыла 6,7 м. Этот автожир имел уже механический стартер, позволявший раскручивать ротор до 110 — 115 об/мин. Скорость вращения ротора в полете у него была несколько ниже, чем у С-19, а именно— 145 об/мин. Полетные испытания автожира 4-А показали, что эта машина как по своим конструктивным, так и полетным данным — большой шаг вперед по сравнению с первым экспериментальным автожиром ЦАГИ. Максимальная скорость 4-А была 170 км/час,
стартером а минимальная всего лишь 45 км/час, т. е. его диапазон скоростей был больше, чем у 2-ЭА. Несколько повысился и потолок — до 4600 м. Следующий значительный шаг вперёд был сделан в 1933 г., когда был спроектирован и выпущен третий автожир 6-А, явившийся по своей конструкции уже современной машиной, не уступающей заграничным автожирам. Автожир 6-А (фиг. 93) был также двухместным, но имел маломощный мотор М-11 в 100 л. с. и трехлопастный ротор диаметром 11 м. Для запуска ротора автожир был снабжен механическим стартером, действующим от мотора. Тросы, поддерживающие лопасти, и тросы, соединяющие их между собой, отсутствовали; приспособление для поддержания лопастей и приспособление для удерживания их примерно на равных расстояниях друг от друга были перенесены, как у заграничных автожиров к корням лопастей. Лопасти и крыло были выполнены складывающимися. При полетных испытаниях автожир 6-А показал максимальную скорость 140 км/час и минимальную — около 50 км/час. Принимая во внимание, что у этого автожира мощность мотора составляла всего лишь 100 л. с., скорость 140 км/час надо признать хорошей. После этого в 1934 г. ЦАГИ выпустил новый экспериментальный автожир А-8, также снабженный мотором М-11 в 100 л. с. Эта машина явилась дальнейшим развитием автожира А-6. Автожир А-8, помимо рулей и элеронов, имел и управляемую головку ротора. Таким образом, автожир А-8 явился переходной машиной к современным автожирам с так называемым непосредственным управлением, о которых будет рассказано в главе VI. Полетные испытания первого и ряда последующих, советских автожиров были проведены летчиком-орденоносцем товарищем Д, А. Кошиц. Итак, новая летательная машина тяжелее воздуха — автожир—была быстро освоена советской авиатехникой. Дальнейшее развитие автожира в нашей стране обеспечено. Работу над автожирами ведет ЦАГИ — один из лучших научных авиационных институтов мира.
|
На АВТОЖИРные страницы Новости сайта Авиамагазин При использовании приведенных здесь материалов согласование с нами обязательно. С вопросами, пожеланиями и комментариями обращайтесь по e-mail или тел 095-3050797
|