Глава1-11
Аэроклуб "ТвистЭйр" Вверх

 

11. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

В качестве силовых установок современных вертолетов обычно применяются поршневые звездообразные двигатели воздушного охлаждения. Для вращения несущих винтов возможно также применение реактивных прямоточных или пульсирующих двигателей.

Применение несущих винтов с приводом от реактивных двигателей позволило бы значительно упростить конструкцию вертолета, так как при этом исключается дорогая в изготовлении и тяжелая трансмиссия. Но это связано с большими расходами горючего, а следовательно, с ограниченной продолжительностью полета и уменьшением полезной нагрузки вертолета. Поэтому в настоящее время реактивные двигатели в вертолетостроении еще не нашли широкого применения.

В большинстве случаев поршневой двигатель устанавливается на вертолете так, что его коленчатый вал расположен горизонтально, однако имеются вертолеты, у которых коленчатый вал двигателя расположен вертикально или наклонно. Вертикальное расположение двигателя, когда ось его коленчатого вала вертикальна, имеет преимущество перед горизонтальным, так как при этом исключается угловая передача в редукторе, вследствие чего несколько повышается коэффициент полезного действия трансмиссии.

Величины коэффициентов полезного действия шестеренчатых передач для одной пары шестерен показаны на рис. 41.

Иногда редуктор монтируется в картере двигателя и является его составной частью. В общем случае редуктор применяется для изменения направления оси вращения (в случае, когда коленчатый вал двигателя расположен горизонтально или наклонно) и уменьшения угловой скорости вращения несущего винта по сравнению со скоростью вращения коленчатого вала двигателя.

Цилиндрическая передача:

с прямым зубом к.п.д =0,99 с косым зубом кпд= 0,98

 

Коническая передача: к. п. д.= 0.95…0.97

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 41. Величины коэффициентов полезного действия различных видов передач

Обычно передаточное число редуктора i = n ведом/n ведущ равно примерно 1/10, т. е. несущий винт вращается примерно в 10 раз медленнее вращения коленчатого вала двигателя. Одной из существенных особенностей работы двигателей на вертолетах является недостаточное естественное охлаждение их при вертикальном полете или при висении вследствие слабого обдува встречным потоком воздуха. Поэтому на двигателях, применяемых на вертолетах, устанавливаются специальные вентиляторы, создающие достаточное охлаждение их на любых режимах полета. Вентилятор устанавливается на валу, являющемся продолжением коленчатого вала, причем диаметр его подбирается с таким расчетом, чтобы поток от него был направлен на цилиндры.

На вентилятор затрачивается примерно 4—6% мощности двигателя.

На рис. 42 схематически изображены силовая установка и трансмиссия одновинтового вертолета.

Рис. 42. Схема силовой установки и трансмиссии одновинтового вертолета:

1 — несущий винт; 2 — редукторы угловой передачи; 3—рулевой винт; 4 — универсальные шарниры; 5 — фрикционные диски; в — кулачковые диски; 7 — заслонки; 3— двигатель; 9 — редуктор угловой передачи; 10 — вентилятор; 11 — муфта включения; 12 — муфта свободного хода; 13 — тормоз несущего винта; 14 — главный редуктор

 

Назад ] Аэроклуб "ТвистЭйр" ] Вверх ] Вперед ] Авиамагазин      АВТОЖИРные страницы  НОВОСТИ

Пишите нам: jjhelicopters@mtu-net.ru
Copyright © 2000-2001 Mr.Twistair
Крайние изменения произведены: апреля 15, 2002

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.

 

Hosted by uCoz