|
8. РЕГУЛЯТОР ВЗМАХА В предыдущем разделе было установлено, что лопасть при вращении несущего винта совершает периодические маховые движения. При этом считалось, что установочный угол лопасти (шаг лопасти) при изменении угла взмаха сохранялся все время постоянным. На самом же деле втулки несущего винта многих современных вертолетов устроены так, что при взмахе лопасти вверх происходит уменьшение установочного угла лопасти (рис. 34), а при взмахе вниз — увеличение его. Это ограничивает взмах лопасти, так как способствует установлению равновесия моментов сил относительно горизонтального шарнира при меньших углах взмаха за счет более эффективного изменения истинных углов атаки в нужном направлении. Установочным углом принято считать обычно угол лопасти при нулевом положении кольца автомата перекоса и нулевом взмахе лопасти (т. е. при горизонтальном положении ее). Визуальный указатель общего шага несущего винта имеет шкалу, тарировка которой производится обычно именно при таких условиях. Для проверки установочного угла обычно между ограничителями свеса лопастей на втулке винта и упорами на самих лопастях устанавливаются точно изготовленные вкладыши, а положение лопасти проверяется уровнем. В некоторых случаях за установочный угол (шаг) принимают угол лопасти при угле конусности от 3 до 6°, соответствующем углу конусности несущего винта при висении вертолета у земли. За счет того, что шарнир крепления вертикального поводка, управляющего поворотом лопасти относительно ее продольной оси, не лежит на оси горизонтального шарнира, а смещен от нее на угол σ 1 при повороте лопасти относительно горизонтального шарнира шаг ее будет изменяться. Пусть в исходном положении (на рис. 38 обозначено жирной линией) шаг был равен 10°. Лопасть “взмахнула” на угол β = 6°. Точка Б заняла положение Б1, точка же А осталась неподвижной, так как автомат перекоса не мог наклониться, ибо летчик держал ручку управления неподвижной. При этом лопасть повернулась вокруг своей продольной оси на угол Δφ.На рис. 34 видно, что с подъемом лопасти шаг уменьшается, с опусканием ее увеличивается. Величина характеристик регулятора взмаха для современных вертолетов лежит в довольно широком диапазоне: от 0 до 1. уменьшит свое значение на Δφ = 6 • 0,5 = 3°, θ если φисх = 10°, то истинный угол будет равен 7°. Подъемная сила каждой лопасти передается фюзеляжу вертолета через горизонтальные шарниры втулки несущего винта. В различных конструкциях втулок винтов горизонтальный шарнир бывает по-разному удален от оси вращения несущего винта. Если горизонтальный шарнир установлен прямо по оси вращения винта, то подъемная сила каждой лопасти непосредственно будет передаваться фюзеляжу вертолета. Если горизонтальный шарнир отнесен от оси вращения, то, кроме силы, на фюзеляж вертолета будет передаваться момент, по величине равный подъемной силе, умноженной на плечо ее приложения, т. е. на вынос шарнира. Разнос горизонтальных шарниров приводит к тому, что на фюзеляж вертолета, кроме сил, передаются еще периодически изменяющиеся моменты. В этом его отрицательная сторона. Вместе с тем он несколько способствует повышению устойчивости вертолета. В этом его положительная сторона.Кроме того, разнос шарниров несколько изменяет маховые движения лопасти, но вследствие малости плеча разноса, какое обычно бывает у вертолетов, это изменение настолько мало, что им, как правило, пренебрегают. |
Пишите нам: jjhelicopters@mtu-net.ru
|