Автожиры на авиасалоне МАКС-2003 In English
МАКС в этом году был самый-самый во многих отношениях, в том числе по представленным автожирам. Премьера состоялась в 1999 году - тогда гуру Шумейко, Дмитрий Ракитский и А.Ваньков впервые представили публике "Доминатор". В 2001 выставлялись 3 машины - иркутский А-002, Авиатика и М-91 Ю.Шевченко. В этом году выставлялись уже 6 разных моделей, при этом "Аэро-Астра" выставила не одну, а пять модификаций своего "Охотника"! Но, давайте по порядку...
ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО БЫЛО НА МАКС-2001
На травке у центральной аллеи расположился М-91 Юры Шевченко ("Альтек-Авиа").
По сравнению с МАКС-2001 аппарат претерпел значительные изменения и - главное - уже успел совершить в прошлом и в этом году пару пробных полетов, которые показали, что аппарат летает, но все еще требует доработок. Впрочем, зная настойчивость Юры, мы не сомневаемся, что к следующему МАКСу этот автожир придет с более заметными результатами.
Из прежних участников мы не увидели "Авиатику" (МАИ). И, честно говоря, не сильно расстроились, т.к. сам проект скрещивания ежа и носорога вызывал слишком большие сомнения, которые и подтвердило время - проект закрыли, так и не получив хороших результатов.
Вот чего не хватало в наших рядах, так это автожира Юрия Корнеева из Сергиева Посада. Эта машина требует отдельного рассказа и мы надеемся познакомить вас с ней в ближайшее время.
"Аэромеханика" показала собранный Петром Грушиным РАФ-2000 и, хоть и не достроенный, но заметно постройневший второй экземпляр своего "АМ".
По сравнению с первым образцом этот аппарат выполнен заметно элегантнее и мы с нетерпением будем ждать его готовности к полетам.
Еще один интересный аппарат хоть и не выставлялся, но горячо обсуждался на салоне. Евгений Сутормин (самодельщикам должен быть знаком его сверхлегкий самолетик "Наська") из подмосковных Химок строит двухместный автожир с тянущим винтом (трактор) и двигателем Rotax-912. Судя по всему машина к следующему лету должна быть готова к облетам и конструктор рассчитывает удивить всех характеристиками аппарата.
Не обошлось без курьезов:
выставившая этот стенд фирма из Владимирской области, явно сама того не желая, печатными буквами расписалась в незнании элементарных вещей. Даже мировой рекорд скорости для легких автожиров, установленный на специально для этого построенном Кеном Уоллисом АЖ, меньше, чем смело заявленная муромчанами максимальная скорость "Доминатора" :)
Наиболее представительной была экспозиция группы "Аэро-Астра". Потеряв в аварии незадолго до авиасалона свой первый прототип (мы писали об этом в выпуске автожирных новостей), гуру Шумейко пальнул по посетителям МАКСа залпом сразу из пяти стволов, выставив не только прототип №2, но и первые серийные (в разной степени готовности) машины в нескольких комплектациях. Подробнее...
Были и демонстрационные полеты. Публика наконец-то увидела в полете иркутский А-002.
Аппарат, о котором в последнее время слышно было не очень, прибыл на МАКС-2003 все еще с двигателем Teledyne Continental, а не с Субару, как об этом писали в последние месяцы. По сравнению с прошлым МАКСом машина слегка изменилась. Наиболее заметные изменения претерпела несущая система.
Нельзя сказать, чтобы такая втулка вызывала чувство эстетического удовлетворения, но - работает...
За прошедшие два года иркутские конструкторы заметно продвинулись вперед и - приятно - уже налетали на своем аппарате больше 20 часов, медленно, но верно идя по намеченному пути создания автожира с сертификатом типа.
Гуру Шумейко и главный конструктор А-002 Андрей Татарников за разбором своих видеоматериалов.
Пока А-002 пробивает дорогу в коридорах сертификации, его несертифицированные собратья занимаются тем, чем и должны - полетами.
Твистер-клуб в МАКС-2003 не участвовал, но автожир "Твист" можно было видеть возле центральной аллеи салона. Вскоре после салона мы планируем пригласить всех желающих на демонстрационные полеты новой версии автожира "Жираф" с двигателем Субару ЕА-82. Следите за новостями и -
Удачи - в воздухе и на земле!
Автожирные страницы Мистера Твистера в Интернет e-mail